И думал о том, как следует организовать работу этого государственного ведомства. И в соответствии с собственными убеждениями, и с учетом неумолимых реалий объективного мира.
Небезынтересен вопрос и о том, как новый председатель КГБ был воспринят своими коллегами на Лубянке.
Один из мемуаристов просто воспроизвёл мнение об Андропове одного из работников аппарат ЦК КПСС:
— Ребята, вам повезло!
Генерал-майор Ю.И.Дроздов, еще до мая 1967 г. неоднократно встречавшийся с Ю.В. Андроповым, высказался по этому поводу более пространно: собранная чекистами в ЦК КПСС на своего нового шефа информация «была благоприятна: опытный государственный деятель, контактный, интеллигентный человек, способный дойти до понимания проблем рядовых исполнителей, умеющий быстро разбираться в людях, их деловых качествах».
Андропова, отмечал Дроздов, встретили с надеждой на реорганизацию спецслужб: «ждали, что станет больше порядка, организованности, меньше волюнтаризма, злоупотребления, нарушений законности».
И эти надежды оправдались, подчеркивал Юрий Иванович[91].
Часть II
Председатель КГБ СССР
И ты познаешь правду, и правда сделает тебя свободным
Надпись на гербе ЦРУ в центральном холле штаб-квартиры этой организации в Лэнгли (США, округ Колумбия)
«…Беспристрастная история вынесет свой приговор, более снисходительный, нежели осуждение современников.»
Николай II. Из письма военному министру В.А. Сухомлинову 11 июня 1915 г
Новая сфера трудовой деятельности (КГБ до Андропова)
В связи с назначением на новый для него пост в весьма специфическом государственном органе, перед Юрием Владимировичем Андроповым объективности становилось необходимым познакомиться с существом столь тонкой материи, как обеспечение государственной безопасности СССР, значительная часть которой скрывалась под грифами «Совершенно секретно» и даже «Особой важности»!
При этом новому председателю Комитета государственной безопасности надо было искать ответы на непростые вопросы: с чего начать и какие руководящие принципы положить в основу своей деятельности?
Хотя Андропов был и современником образования КГБ, и, в качестве секретаря ЦК КПСС, одним из потребителей его информации, теперь ему предстояло гораздо глубже не только познакомиться с неизвестной советским людям, секретной стороной его истории и деятельности, но и осмыслить их уроки и итоги, сделать личные выводы для повседневного руководства подчиненными коллективами.
Политическое решение о создании нового государственного ведомства было принято Президиумом ЦК КПСС 8 февраля 1954 г. Основанием для такого решения стала адресованная Президиуму ЦК КПСС записка министра внутренних дел СССР С.Н. Круглова, в которой, в частности, подчеркивалось: «Существующее организационное построение Министерства внутренних дел СССР и его органов громоздко и не в состоянии обеспечить должного уровня агентурно-оперативной работы в свете задач, поставленных перед советской разведкой Центральным комитетом КПСС и Советским Правительством.
В целях создания необходимых условий для улучшения разведывательной и контрразведывательной работы считаем целесообразным выделить из Министерства внутренних дел СССР оперативно-чекистские управления и отделы и на их базе создать Комитет по делам государственной безопасности при Совете Министров СССР»