Димка переглянулся с Романом. Было видно, что мысль про духовную ценность золотого унитаза потрясла их обоих.
– У кого-то он сильнее, у кого-то слабее, – продолжил профессор. – Я не знаю, готов ли я умереть ради открытия ещё одного сверхлёгкого бозона. Некоторые умирали. Я не знаю, готов ли я умереть за идею, которую хочу внедрить в разумы людей. Многие и за это умирали. Но за дух человеческий, не за род, не за выживание, не за процветание… Просто за ДУХ. Наверное, да. Во всяком случае, мне хотелось бы в это верить. Этого не надо бояться, Дим. И этого не надо стесняться.
Мальчишки почти синхронно почесали макушки. Рафик размышлял, готов ли он умереть, чтоб свернуть капот особо наглому «Порше», что перехватывал его каждый раз на выезде из Димкиного госпиталя, а того, по понятной причине, интересовали чуть более возвышенные вещи.
– А ради чего мы существуем, дядя Максим?
– Ты хочешь, чтобы я сейчас расписался за всё человечество? Тебе скопом или поимённо?
– Ну… ладно. А ради чего существуете вы?
– Ради трёх китов. Понимания законов Отца, Сына и Духа, – Максим Леонидович усмехнулся. – Вот только не проси, чтоб я советовался с Писанием, которое не содержит законов Ньютона. Это – моя природа. У тебя должна быть своя.
– А ещё ради чего можно?
– Ради их воплощения или внедрения, если хочешь. Ради рождения и воспитания того, кто сможет что-то дать людям. Ради простой работы по применению их в жизни. А ещё ради собственного удовольствия, ради пускания пыли в глаза, или ради видимости высокого положения среди людей. Ты и сам можешь придумать множество целей. Только ты сам их определяешь.
– А как можно представить себе Бога? – поинтересовался Рафик, которого религиозные воззрения наставника окончательно поставили в тупик.
– Как? Как… Да как угодно. Вот, например, как садовника.
– Ну да, ну да, – скептически откомментировал Роман, – благообразненький такой вегетарианец, растит яблочки в эдемском саду.
– Растит миры и законы мироздания, – рассмеялся профессор. – Вот как ты думаешь, что вырастет, если посадить закон сохранения материи и поливать его законом сохранения энергии? Законы Ньютона? А из них что? А что может произрастать на единой теории поля? Нет, это надо иметь талант Бога, чтоб вот так, формула за формулой, закон за законом вырастить целую вселенную. Если, конечно, Бог есть.
– А может и не быть? – окончательно потерялся в сути вопроса доверчивый лаборант.
– Есть Бог или его нет, Богу это абсолютно без разницы, – усмехнувшись, добил его мировоззрение профессор.
– А ради чего вы отправляете меня туда, в прошлое?
– В первую очередь, ради тебя самого, – прервал отвлеченный разговор Максим Леонидович. – И чтоб ты там смог жить, нам с Рафиком очень тщательно надо тебя померить. Ну-ка, раздевайся. Датчиков в этот раз будет много. И расслабься, спать в этот раз придётся очень долго.
Глава 3. Вольный стрелок
Михайловская крепость Сентябрь 1125 года
Почти перед самым обедом Захарий с Родькой подсели к Леониду с Прошкой, которые, устроившись в сторонке, наблюдали за стрельбами младшего десятка.