Девяносто девять процентов так называемых религиозных людей — святых, махатм — просто ученые крысы. Они очень ловко обращаются со словами, но если посмотреть глубоко им в глаза, вы просто увидите глупое человеческое существо. Эти слова ничего не изменили.
Учитель — это человек, который учит заимствованным знаниям. Он ничего не знает, он ничего не испытал сам — с ним лично ничего не случилось, но он слышал, но он читал. Он имеет навыки словесной, интеллектуальной передачи: он хорошо излагает.
Идеальный учитель тот, кто знает: он ничего не знает. Учитель забывает об этом, имеет тенденцию забывать. Он начинает верить в то, чему он учит других. Он не только обманывает, но и обманывается сам. Он начинает жить в глубоком самовнушении, гипнотическом сне. Сначала он убеждает других, потом, когда другие убеждены, видя их убежденность, он убеждается и сам.
Учитель попадает под власть самовнушения. Великий учитель тот, кто учит, но знает: «Это не мое». И не только знает, но делает очевидным для всех остальных: «я только истолкователь, комментатор»; «я изучил предмет, приобрел знания, стал профессором»; «я учу вещам, в которых у меня нет собственного опыта». Если человек способен к такой осознанности, он никогда не впадает в самообман. Даже если другие начинают верить в него, он никогда не верит себе до тех пор, пока сам не получит опыта.
Странно, что Бог устроил глаза не так, как уши. Нельзя закрыть уши; глаза можно закрыть. Для глаз есть веки, чтобы их закрывать и открывать; но в ушах? Бог не позаботился снабдить вас небольшими веками для ушей, потому что знал: вы так заняты умом, что не нуждаетесь в них. Ваши уши всегда глухи; вы ничего не слышите, — или слышите только то, что хотите услышать.
Ф
Фанатиком становится только человек, у которого внутри есть сомнение. Фанатичный индуист — тот, кто не верит по-настоящему в правоту индуизма. Фанатичный христианин — просто тот, кто сомневается в христианстве. Он становится фанатичным, агрессивным — не для того, чтобы доказать что-то другим; он становится фанатичным и агрессивным, чтобы доказать самому себе, что действительно верит в то, во что верит. Ему приходится доказывать.
Когда вы по-настоящему что-то знаете, вы совершенно не фанатичны.
Две женщины разговаривают за чашкой чая. Они не виделись с тех пор, как окончили школу, и одна из них хвастает своим выгодным замужеством.
— Когда мои бриллианты тускнеют, мой муж покупает мне новые, — говорит она. — Мне никогда не приходится их чистить.
— Фантастика! — отвечает другая.
— Да, — продолжает первая, — каждые два месяца мы меняем машину. Никакого старья! Мой муж сразу покупает новую, а старые мы отдаем садовнику, слуге или еще кому-нибудь в подарок.
— Фантастика! — говорит вторая.
— А наш дом… — продолжает первая. — Что о нем говорить? Это просто…
— Фантастика! — заканчивает первая.
— Ну хорошо, теперь скажи мне, что ты делаешь нынче?
— Хожу в Школу Обаяния, — говорит вторая.
— Школа Обаяния? О, как необычно! И чему же вы там учитесь?