×
Traktatov.net » Ликвидация » Читать онлайн
Страница 140 из 168 Настройки

В первую очередь они касались Хасана Исраилова (Терлоева). В 90-е по делам службы я побывал в селении Нашхой Галанчожского района Чечни, где он родился. Видел пещеры и горные базы, где скрывались он и его приспешники. Общался с народом, который собирал и изучал документальные свидетельства тех событий.

Хасан Исраилов родился в 1903 году в семье крупного скотовладельца. Дед – Цоцаров Хациг – один из наибов Шамиля. Отец – Садуллаев Исраил – абрек, приемный брат Зелим-хана, был убит при грабеже Кизлярского казначейского банка.

Хасан восемь лет учился в арабской школе, затем окончил духовную школу. Четыре раза арестовывался, приговаривался к десяти годам исправительно-трудовых лагерей, затем к смертной казни (ст. 58, ч. 2, 3, 8, 11 и 14 УК РСФСР), но всякий раз искусной подтасовкой свидетелей, документов, подкупами, противозаконными действиями родственников обеспечивал себе алиби и выходил на свободу. В 1933 году Исраилов публично раскаивается, добровольно выходит из подполья и сдается в руки властей, обещая работать на советскую власть. Был восстановлен в партии, работал корреспондентом в Грозном, партследователем, писал стихи. По рекомендации партийных, советских органов направляется в Москву на учебу в Коммунистический университет трудящихся Востока имени И. В. Сталина (Красной профессуры) (КУТВ). Его деятельность в Москве: организация антисоветской писательской группы во главе с Авторхановым (во время войны сотрудник «Северокавказского национального комитета» при ведомстве Розенберга, редактор газеты «Газават» (издавалась для северокавказских подразделений Вермахта, СС и полиции); связь с Троцким за границей, остатками подпольного «Паритетного комитета» в Грузии, теракты, организация террористических групп. Дерзкое ограбление банка, убийство двух сторожей, из отрубленных рук и ног которых по приказу Исраилова на полу выкладываются две буквы «М», означающие «Мекка» и «Медина» и «Мусульманские мстители».

В 1937 году после окончания университета возвращается в Грозный. Свою политическую деятельность он начал с доноса на руководство Чечено-Ингушской республики. Первоначально Хасан и восемь его сподвижников сами попали в тюрьму за клевету, но вскоре сменилось местное руководство НКВД. Исраилова, Авторханова, Мамакаева и других его единомышленников отпустили, а на их место посадили тех, на кого они написали донос.

Новый секретарь обкома Быков вызвал Исраилова и предложил ему подать заявление о восстановлении в партии. Председатель получил уверение от Исраилова в том, что он на днях это сделает. Исраилов действительно прислал свое заявление в Чечено-Ингушский обком ВКП(б), но только совсем иное. Он окончательно разорвал свои отношения с советской властью:

«…Я решил встать во главе освободительной войны моего народа. Я слишком хорошо понимаю, что не только одной Чечено-Ингушетии, но даже всему национальному Кавказу трудно будет освободиться от тяжелого ярма красного империализма. Но фанатичная вера в справедливость и законная надежда на помощь свободолюбивых народов Кавказа и всего мира вдохновляют меня на этот подвиг, в ваших глазах дерзкий и бессмысленный, а по моему убеждению, единственно правильный исторический шаг. Храбрые финны доказывают сейчас, что великая рабовладельческая империя бессильна против маленького, но свободолюбивого народа. На Кавказе вы будете иметь вторую Финляндию, а за нами последуют другие угнетенные народы».