В январе 1940 года в Чечне вновь вспыхнуло антисоветское восстание во главе с Исраиловым. К началу февраля 1940 года Хасан уже овладел Галанчожем, Саясаном, Чеберлоем и частью Шатоевского района. Повстанцы вооружались за счет разоружения и разгрома милиции и небольших воинских подразделений. Питательной средой для бандитизма служило огромное количество криминального элемента, скопившегося в те дни в Чечне. Объективности ради следует отметить, что организация Исраилова – Терлоева к 1941 году приняла в свои ряды 5 тысяч горцев. Было организовано пять повстанческих округов, помимо городов Грозного, Гудермеса и Малгобека. Всего в этих округах и городах насчитывалось почти 25 тысяч их сторонников. После очищения большинства горных районов от представителей и сторонников советской власти в с. Галанчож был созван вооруженный народный съезд и объявлено провозглашение «временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии» во главе с Исраиловым, ставившей своей целью отторжение от СССР Северного Кавказа и создание на его территории федерации государств всех горских народов Кавказа, кроме осетин. Последних, как, впрочем, и русских, проживающих в регионе, по мысли Исраилова и его сподвижников, следовало поголовно уничтожить.
В конце декабря 1940 года начальник НКВД Чечено-Ингушской АССР майор Рязанов докладывал Л. Берии об усилении бандитизма на территории ЧИ АССР: «Большинство участников групп пополнялись за счет беглого преступного элемента из мест заключений и дезертиров РККА».
Всего с 1920 по 1941 год только на территории Чечни и Ингушетии произошло 12 крупных вооруженных восстаний (с участием от 500 до 5 тыс. боевиков) и более 50 менее значительных. Воинские части РККА и НКВД с 1920 по 1939 год потеряли 3564 человек убитыми и 1589 ранеными.
В конце января 1941 года в с. Хильда-Харой Итум-Калинского района произошло новое восстание против советской власти.
За период 1.01–21.06.1941 г. на территории ЧИ АССР отмечен 31 случай бандповстанческих выступлений.
Потом началась война.
Глава 29
За вторую половину 1941 года число дезертиров на территории ЧИ АССР составило 12 тысяч 365 человек, уклонившихся от призыва – 1093. Во время первой мобилизации чеченцев и ингушей в РККА в 1941 году планировалось сформировать из их состава 114-ю национальную кавалерийскую дивизию, однако при ее комплектовании удалось призвать лишь 50 % (4247 человек) от имевшегося призывного контингента, а 850 человек из уже набранных по прибытии на фронт тут же перешли к противнику.
В феврале 1942 г., когда гитлеровцы заняли Таганрог, сподвижником Исраилова, бывшим председателем Леспромсовета Чечено-Ингушской АССР Майрбеком Шериповым, было поднято восстание в аулах Шатой и Итум-Кале. Аулы были вскоре освобождены, но часть повстанцев ушла в горы, откуда проводила партизанские вылазки. М. Шерипов вступил в альянс с бандой Х. Исраилова. Были созданы объединенный штаб и повстанческое правительство.
23 марта 1942 года со станции Моздок сбежал депутат Верховного Совета Ч.-И. АССР Дага Дадаев, и с ним, поддавшись его агитации, бежало еще 22 человека. В марте из 14 576 мобилизованных человек дезертировало и уклонилось от службы 13 560 человек (93 %), которые перешли на нелегальное положение, ушли в горы и присоединились к бандам. В этих условиях в апреле 1942 года был издан приказ Наркомата обороны об отмене призыва в армию чеченцев и ингушей.