В обоих случаях (острый и хронический простатит) рекомендуется кастрация. Процедура обеспечивает уменьшение размеров предстательной железы и может ускорить излечение воспалительного процесса.
Абсцессы предстательной железы развиваются как осложнение тяжелой формы бактериального простатита. Микроабсцессы способны сливаться, образуя значительные полости, заполненные гнойным экссудатом, в котором при посеве выявляется преимущественно Escherichia coli. Заболевание наблюдается чаще всего у старых некастрированных кобелей и во многих случаях приводит к септическому шоку, а иногда — к разрыву абсцесса с последующим развитием перитонита. Часто долговременная терапия с назначением антибиотиков в сочетании с кастрацией не приводит к желаемому результату. Оптимальным выбором является хирургическое лечение. Для лечения абсцессов предстательной железы применяют различные хирургические приемы, однако все они основаны на дренировании полости абсцессов.
При наличии признаков перитонита (болезненность брюшной полости, слабый пульс, бледность слизистых оболочек) для подтверждения диагноза проводят центез или лаваж брюшной полости. Лаваж проводят также для стабилизации пациента перед хирургическим вмешательством.
Доступ к предстательной железе осуществляют лапаротомией по средней линии каудального отдела брюшной полости, абсцесс вскрывают, содержимое удаляют отсосом. При наличии множественных абсцессов вскрывают все. Для исключения риска повреждения уретры ее катетеризируют. Предстательную железу обильно промывают стерильным физиологическим раствором, предварительно изолировав остальные органы брюшной полости стерильными салфетками. Паренхиму простаты дренируют, выводя дренажи на вентральную брюшную стенку. Другой эффективный прием, который не требует проведения дренирования, — это помещение сальника вокруг уретры после вскрытия полостей абсцессов. Подробное описание техники этих процедур читатель может найти в руководствах по общей хирургии.
После хирургического вмешательства продолжают лечение антибиотиками, выбор которых основывают на бактериологическом исследовании и выявлении чувствительности культуры возбудителя. Как и в случаях острого и хронического простатита, наблюдение продолжают в течение нескольких месяцев после исчезновения симптомов заболевания.
Лечение абсцессов предстательной железы и их возможных осложнений представляет значительные трудности и требует больших расходов; агрессивная терапия обеспечивает оптимальные отдаленные результаты, но тем не менее прогноз при данном заболевании должен быть осторожным.
У кобелей описаны такие первичные опухоли предстательной железы, как аденокарцинома, переходно-клеточная карцинома, плоскоклеточная карцинома и лимфома, причем чаще всего встречается аденокарцинома. Все перечисленные типы опухолей злокачественны.
Клинические признаки обычно связаны с простатомегалией, вызванной развитием новообразования. Кроме того, в отличие от доброкачественной гиперплазии карцинома предстательной железы, как правило, вызывает симптомы со стороны нижнего отдела мочевых путей (дизурия и гематурия). В некоторых случаях возникают симптомы, связанные с метастазированием опухоли в поясничный отдел позвоночника и костные ткани таза. Для постановки диагноза и выявления метастазов проводят рентгенографическое и ультразвуковое исследования. Изменения в простатической части уретры обнаруживают с помощью контрастной рентгенографии. В отличие от доброкачественной гипертрофии простаты при неоплазии пальпация через прямую кишку часто выявляет неоднородную неподвижную асимметричную структуру, иногда болезненную. Для подтверждения диагноза проводят пункционную или инцизионную биопсию. Злокачественные клетки можно обнаружить и в смывах из уретры, однако такой метод диагностики недостаточно надежен.