Возможно, в таких случаях от плейбек-актера просят слишком многого? В конце концов, такая работа должна быть выгодна тем, кто ее выполняет, в не меньшей степени, чем тем, для кого она делается. Это не тот театр, где благополучие актеров приносится в жертву успеху выступления.
Плейбек-актер всегда имеет право сказать: «Нет, извините, я просто не смогу сыграть эту роль». Я наблюдала, как это случалось несколько раз, и я помню один случай много лет назад, когда я была вынуждена сказать это. В тот момент я тяжело переживала самоубийство своего друга, и меня попросили сыграть женщину, которая покончила с собой подобным ужасающим образом. Это было в самом начале наших экспериментов с Плейбеком. С тех пор я никогда не ощущала потребности отказаться от роли, хотя, как и всех других актеров, иногда меня просили сыграть очень трудные роли. Со мной произошло то, что, как я думаю, происходит с большинством людей, практикующих Плейбек в течение определенного времени: сама работа увеличила мои личные ресурсы, позволив мне находить силу и эмпатию, чтобы входить в любую роль без опасности для своей личности.
С другой стороны, роли могут быть сложны для актера, потому что они сильно не соответствуют его опыту и его характеру.
У робкого человека могут возникнуть трудности в изображении секс-символа, если роль потребует этого. Учитель рисования должен будет хорошо потрудиться, чтобы убедительно сыграть расторопного директора фирмы.
Возможно, наиболее важная роль из всех - та, которая обычно не нужна актеру традиционного театра, чтобы стать мастером, - это роль самого себя. Плейбек-актеры начинают и заканчивают выступление в качестве самих себя. В промежутках между действиями они находятся на сцене - просто Энди, или Нора, или Ли. Не так легко быть на сцене самим собой, особенно когда ты должен оставаться в этом состоянии тонкого баланса между восприимчивостью и замершей на время спонтанностью. Ты не знаешь, какие последуют истории, тебя могут выбрать на роль, в которой ты сможешь расправить свои крылья, или на роль, в которой тебе будет больно, или на роль, которая будет слишком уж незначительной, или тебя могут не выбрать вообще. Неважно, что произойдет, сцена закончится через пять-десять минут, и ты должен будешь забыть все то, что воодушевляло тебя ранее, и быть открытым для следующей истории.
Плейбек-актерам нужен мощный запас эмоциональной и выразительной гибкости, основанный на самопознании. Никто не может быть свободен от собственного характера или от жизненных проблем. Но актеры, которые хорошо знают себя, могут найти ресурс, чтобы сыграть любую роль. Они могут глубоко проникнуть в суть персонажа, собирая всю энергетику, востребованную историей, а затем выйти из него после того, как действие закончится. Как гимнасты, они развивают свою силу и ловкость, вместо мускулов используя эмоциональность и выразительность.
Как они это делают? Во-первых, по моим наблюдениям, Плейбек привлекает чрезвычайно зрелых и душевно щедрых людей в качестве актеров. Джонатан Фокс говорит о силе «гражданского актера», который изучает и практикует Плейбек-театр по призванию, а не с целью карьеры, его игра обогащается посредством опыта обычной жизни. Во-вторых, когда создаются плейбек-группы или когда эти группы ищут новых членов для своей команды, во главу списка необходимых качеств актера они ставят эмоциональную зрелость и хорошее знание себя. И в-третьих, сама работа способствует личностному росту в этом направлении. Невозможно провести годы, слушая истории других и рассказывая свои в дружеской атмосфере Плейбека, и при этом не вырасти в плане самопознания, терпимости и любви.