×
Traktatov.net » Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования » Читать онлайн
Страница 90 из 138 Настройки

Старые телевизионные записи

Для подготовки сюжета на телевидении я взял интервью у Юрки Сеппяля, принимавшего участие в расследовании. Кроме того, в архивах нашлась запись утреннего телевизионного эфира (вышедшего ранее) и старой передачи о событиях в области культуры, в которых галерист Минккинен рассказывает о своей жизни.

В этих интервью он излагает противоречивые сведения. В передаче о событиях в области культуры, вышедшей в 2001 году, он говорит, что любовь к искусству так вдохновляла его, что деятельность в этой сфере он не воспринимал как работу в прямом смысле этого слова. Между тем, по его словам, постоянные разъезды он переносил тяжело. На заднем плане в телевизионной студии видна известная статуэтка Эдгара Дега «Маленькая танцовщица». В интервью, данном Минккиненом позднее журналу Seura, он утверждал, что продал ее Фонду Билла и Мелинды Гейтс. Удивительно, что бесценная «Маленькая танцовщица» была привезена в студию без защитной упаковки и после записи передачи осталась там без охраны.

В ходе беседы ведущий спросил: «Вы лично знали Дали?» Минккинен ответил: «Ну да, в молодости встречался с ним, ведь я был его шофером» — после чего усмехнулся так, будто сам удивился своим словам, и улыбнулся хитро, как юнец, только что сочинивший забавную историю. Далее он продолжает: «Дали был очень замкнутым и страстным человеком, жившим в своем особом мире. По его собственным словам, между ним и сумасшедшим не было никакой разницы… Часы и деньги — вот две вещи, которые он никогда сам не брал с собой в поездку. Если бы ему пришлось одному зайти в трамвай, он точно бы думал, что зашел в холодильник».

Минккинен не преминул сообщить о собственном участии в церемонии в парижском отеле, когда Дали подписывал сотни экземпляров тиражной графики: «Робер Дешарн (председатель Фонда „Гала — Сальвадор Дали“) и я, мы сидели по обе стороны от Дали и подавали ему произведения, он же вел себя очень естественно и просто, подписывая каждое из них. Таких церемоний было много, и на каждой из них Дали подписывал несколько сотен экземпляров».

В июне 2004 года, перед открытием выставки в Хельсинки Минккинен излагал в утренней телепередаче другую версию поведения Дали: «В присутствии представителей СМИ он был совсем не тем Дали, который сидел на заднем сиденье автомобиля, когда мы везли его печатать оттиски графики. Тот Дали, который сидел в машине и которому по утрам мы приносили газету Le Monde, был таким рассуждающим о литературе джентльменом, а вовсе не жаждущим известности и сенсаций художником».

Париж

Изучив старые архивные записи Yleisradio, в ходе подготовки передачи для Poliisi-TV я отправился в Париж взять интервью у французского дилера Сержа Гольденберга, роль которого в арт-бизнесе была мне непонятна. В то время он владел галереей, расположенной в превосходном месте в самом центре Парижа, напротив моста Пон-Нёф и в нескольких сотнях метров от собора Парижской Богоматери.

Гольденберг принял нас с оператором очень любезно и показал свою галерею. В витрине была выставлена легальная копия знаменитой статуэтки Эдгара Дега «Маленькая танцовщица». Гольденберг рассказал, что отдал статуэтку стоимостью €70 000 в галерею Минккинена для продажи, однако тот не смог ее продать и вернул обратно. В галерее Сержа Гольденберга было представлено много таких же качественных плакатов, которые Минккинен продавал, выдавая их за подлинные произведения тиражной графики. Но в Париже эти плакаты стоили многократно дешевле тех, что Минккинен продавал в Хельсинки. Гольденберг заверил меня в том, что торгует исключительно подлинниками или легальными копиями.