×
Traktatov.net » Мошенники в мире искусства. Гениальные аферы и громкие расследования » Читать онлайн
Страница 126 из 138 Настройки

Суд начал работу с рассмотрения живописного полотна с изображением ручья в густом лесу, якобы принадлежавшего кисти Шишкина. По мнению реставраторов, картину написал студент или художник-любитель. В рамках исследования материалов в подписи были обнаружены пигменты, неизвестные во время жизни Шишкина.

Далее суду были представлены произведения, якобы принадлежавшие кисти Фернана Леже. Экспертиза обнаружила в красочных слоях пигменты, которые не использовались во времена Леже. За исключением одной картины, все подделки «под Леже» выглядели неуклюжими, и в них прослеживался характерный для фальсификатора Сеппя почерк — аккуратный, скрупулезный и осторожный мазок. Я вспомнил, как реставратор Тууликки Килпинен сравнила такую манеру с вязанием крючком, поскольку она педантична, монотонна и лишена легкости. В итоге Вели Сеппя признался в авторстве этих фальшивок.

Одно из произведений, выдаваемых за подлинник Леже, под названием «Строители» (Les Constructeurs) выглядело, как мне показалось, лучше других подделок. В мае 2010 года шведский бизнесмен Ола Сундблад заплатил за него Дану Кейни и Маркку Матикке тремя частями в общей сложности €280 000. Сделки были совершены в Хювинкяя, где Матикка держал склад фальшивок, из которых на рассмотрение суда представили около двадцати произведений.

По словам Сеппо Хорницкого, в «Строителях» были обнаружены пигменты, которые еще не использовались тогда, когда, согласно подписи, создавалось произведение. Часть обнаруженных пигментов уже была запатентована к этому времени, однако выполнявший анализ опытный исследователь материалов никогда ранее не сталкивался с их применением в указанный на произведении год его написания. Краски с такими пигментами появились позже, и возникает вопрос: мог ли Леже получить в распоряжение эти новые краски до их поступления в продажу?

Адвокаты защиты попытались пошатнуть заключение Хорницкого, ссылаясь на заключение эксперта петербургского Эрмитажа Людмилы Гавриленко, которая провела исследование «Строителей» и сделала вывод о подлинности произведения.

На следующий день и без того наэлектризованная атмосфера в суде накалилась еще больше, когда здесь ожидали появления Гавриленко в качестве свидетеля. Однако, согласно сообщению адвокатов подсудимых, эксперт находилась в Финляндии, но не пожелала выступать на заседании. В такой ситуации судебные органы не имеют права обязать гражданина России прибыть в суд — Гавриленко могла дать свидетельские показания исключительно добровольно.

Купивший «Строителей» шведский коллекционер потребовал возвратить ему произведение. Я побеседовал с его адвокатом, который сказал, что его клиента интересует лишь вопрос подлинности картины. Коллекционер хотел отвезти произведение во Францию даже с риском получения там заключения о поддельности — в соответствии с французским законодательством, подделки, оказывающиеся в распоряжении властей, подлежат уничтожению.

В Финляндии же сложилась другая практика. По мнению прокурора уездного суда Хельсинки, фальшивки необходимо передавать государству для того, чтобы избежать их дальнейшего появления на арт-рынках.