– Я поняла, что я и мой мир – очень большая ценность. Каждый из нас уникален, и я в том числе.
– Я поняла, что я должна научиться защищать себя, говорить «нет» и вообще стать самостоятельной.
– Я, наконец, понял, что такое свобода и что значит дышать полной грудью. Если бы в моей жизни не было такого опыта, а никогда бы не знал об этом…
– Я благодарен этому опыту за то, что он научил меня быть очень внимательным к тому, как я выстраиваю отношения с людьми вокруг. Недостаточная разборчивость в отношениях стоила мне целого года слез и страданий.
Осознавание смыслов неизменно ведет к идее переобучения и пониманию того, какие конкретные навыки необходимо сформировать, чтобы стать более целостной и устойчивой личностью.
Преодоление жертвы в себе связано и с умением качественно проститься с прошлым, для чего должна быть проведена глубокая работа по прощению людей и событий, доставивших человеку болезненные переживания.
Еще раз отметим значение выявленных выше смыслов. Человеческая природа такова, что человек не сможет простить «просто так». Он должен увидеть смысл своих страданий: зачем они были в его жизни?
Прощение – одна из самых значимых тем в нашей культуре – имеет массу определений[262]. В психологии этот феномен также описан достаточно хорошо. Так, например, Л.Б. Шнейдер[263], раскрывая данную тему, приводит ряд идей о сути прощения:
– Прощение есть проявление слабости[264]. Когда человек прощает, это значит, что он не в силах отстоять свое право на справедливое решение проблемы, возникающей в межличностных отношениях.
– Прощение – противоположность справедливости. Простив, человек лишается возможности добиваться справедливости, и, что еще хуже, несправедливость увековечивается. Например, жена, простившая рукоприкладство мужу, рискует снова оказаться жертвой.
– Прощение – проявление стремления к превосходству[265]. Прощающий использует свое «милосердие» для того, чтобы возвысить себя над тем, кого он прощает. Это может перерасти в некий шантаж, когда «милосердный» будет напоминать обидчику, что тот «в долгу» перед его великодушием.
Высказанные идеи свидетельствуют о существовании разных представлений о том, что есть прощение.
Тем не менее прощение – важный фактор и психического, и физического здоровья[266]. Качественное принятие и прощение действительно являются важным этапом работы с пострадавшим от насилия: и обиженный, и обидчик выигрывают от искреннего прощения, дарованного с любовью и принятого со смирением и благодарностью.
Один из способов проработать прошлое описан в очень интересной, но несколько необычной для классической психологии книге «Радикальное прощение»[267], в которой авторы предлагают по-новому осмыслить события, происходящие с каждым из нас. Традиционному прощению (речь идет о прощении как принятии людей, которые, по мнению человека, сделали что-то нехорошее; а также о принятии событий, сложившихся обстоятельств, оценивающихся как негативные), они противопоставляют радикальное прощение как кардинальное переосмысление своей жизни. Вот некоторые идеи, отражающие этот подход: