Вы можете почувствовать много изменений в физическом теле, но сначала изменения произойдут в тонком теле. Медитация служит лишь средством для наведения моста между плотным и тонким телом.
Под «медитацией» я подразумеваю только это: когда вы можете выпрыгнуть из своего грубого тела – вот что такое медитация. Но чтобы совершить этот прыжок, вам потребуется помощь вашего физического тела, вам придется использовать его как опору, отправную точку.
Прыжок можно совершить из любой крайней точки. Для того чтобы привести человека в крайнюю точку, использовалось, например, голодание. В результате длительного, непрерывного голодания вы доходите до предела, до крайней точки. Обычно тело человека может вынести девяностодневный пост, но потом, когда тело будет совсем истощено, когда все запасы, рассчитанные на критические ситуации, будут исчерпаны, в такой момент у вас остается только две возможности. Если вы ничего не будете делать, может наступить смерть, но если вы используете этот момент для медитации, может случиться прыжок.
Если вы ничего не будете делать, если вы просто будете продолжать поститься, наступит смерть. Тогда это будет самоубийство. Махавира, который экспериментировал с голоданием больше, чем кто-либо другой за всю историю человеческой эволюции, был единственным человеком, который позволял своим последователям совершать духовное самоубийство. Он называл это сантхара: тот момент на самой грани, когда у вас есть две возможности. В одно мгновение вы можете либо умереть, либо прыгнуть. Если вы примените определенную технику, вы прыгнете, и тогда, как говорит Махавира, это будет не самоубийство, а великий духовный взрыв. Махавира был уникальным – он был единственным человеком, который сказал, что если у вас есть мужество, то даже самоубийство можно использовать для духовного прогресса.
Из любой крайней точки возможен прыжок. Суфии использовали танец. В танце наступает такой момент, когда танцор начинает чувствовать себя бесплотным. В настоящем суфийском танце даже зрители чувствуют себя бесплотными. Благодаря ритмичным движениям тела танцор вскоре начинает чувствовать себя отличным от тела, отдельным от тела. Он начинает танец, но вскоре включается непроизвольный механизм тела.
Начинаете вы, но если в конце остаетесь тоже вы, тогда это был просто обычный танец. Если же вы начинаете, а потом в какой-то момент чувствуете, что танцем завладел непроизвольный механизм, тогда ваш танец становится танцем дервишей. Вы движетесь так быстро, что тело начинает вибрировать и становится неуправляемым.
В такой момент вы можете или сойти с ума, или совершить прыжок. Вы можете сойти с ума, потому что движением вашего тела теперь управляет непроизвольный механизм – вы потеряли контроль над ним, вы ничего не можете сделать. Вы можете просто сойти с ума и никогда уже не сможете остановить это непроизвольное движение. Это та точка, в которой возможно либо безумие, либо – если вы знаете технику – прыжок, медитация.
Вот почему суфиев всегда называли сумасшедшими. Их считали сумасшедшими! С обычной точки зрения они сумасшедшие. Есть еще одна секта в Бенгали, баул-факиры, они похожи на суфиев. Они ходят из деревни в деревню с песнями и танцами. Само слово «баул» означает