Почти всегда бывает так, что в любви люди становятся как дети – потому что любовь принимает. Она ничего не требует. Она не говорит: «Будь таким-то и таким-то». Любовь говорит только: «Будь собой. Ты хорош как есть. Ты красив как есть». Любовь вас принимает. Вдруг вы начинаете отбрасывать все свои «так надо», идеалы, личностные структуры. Как змея, вы сбрасываете старую кожу и снова становитесь ребенком. Любовь приносит юность.
Чем больше вы любите, тем остаетесь моложе. Без любви вы начинаете стареть, потому что, не любя, вы теряете связь с самим собой. Любовь просто значит: найти связь с самим собой при помощи кого-то другого – того, кто вас принимает, того, кто, как зеркало, отражает вас таким, какой вы есть.
Любовь может быть хорошей ситуацией, чтобы отбросить всю обусловленность. Любовь освобождает от обусловленности. Любовь просто отнимает у вас старые модели поведения и не дает новых. А если любовь дает новую модель поведения – это не любовь, это политика.
284
Чувство чудесного
Знание разрушает чувство чудесного и удивительного. Чувство чудесного – одно из самых ценных в жизни свойств, и знание его разрушает. Чем больше вы знаете, тем меньше становится чувство чудесного, а чем меньше чувство чудесного, тем меньше значит для вас жизнь.
Жизнь не приводит вас в восторг. Вы ничему не удивляетесь – вы все принимаете как должное. Невинное сердце всегда трепещет перед чудом мира – как маленький ребенок, собирающий на берегу раковины и цветные камешки или бегающий по саду за бабочками – для него все удивительно. Как раз поэтому дети задают столько вопросов.
Если когда-нибудь утром вы пойдете погулять с ребенком, то выбьетесь из сил, потому что ребенок будет задавать бесконечные вопросы – вопросы, на которые нельзя ответить: «Почему деревья зеленые? Почему роза красная?» Но почему ребенок спрашивает? Его привлекает тайна. Ему все интересно. Английское слово interest, «интерес», происходит от корня inter-esse, который значит «вовлеченность», «участие». Ребенок увлеченно участвует во всем происходящем.
Чем более знающими вы становитесь, тем меньше и меньше участвуете в жизни. Вы просто проходите мимо – вас не интересует корова, собака, роза, куст, солнце и птица; вам нет до них дела. Ваш ум сужен в узкую щель; вы просто идете из дома на работу или с работы домой. Вы только хотите денег – или власти – больше и больше, вот и все. Но в жизни, во всей ее многомерности, вы стали посторонним. Чувство чудесного означает живую связь со всем сущим, непрекращающуюся восприимчивость.
285
Когда угодно, где угодно
Медитация не имеет никакого отношения к времени или месту; скорее, она имеет отношение к вам, к вашему внутреннему состоянию. Когда вы свободны от повседневных забот и у вас есть время, расслабьтесь и позвольте ей случиться. Она может случиться где угодно, когда угодно, потому что она вне времени и вне пространства.
Правильная медитация не знает никаких ограничений, и постепенно, со временем поток становится более и более сознательным – теперь, что бы вы ни делали, действие остается на поверхности; глубоко внутри река продолжает течь. Даже посреди рыночной площади, среди шума и сутолоки, вы совершенно безмолвны. Даже если вас оскорбляют, унижают, пытаются задеть, глубоко внутри сохраняется спокойствие; остается что-то, ничем не затрагиваемое. Даже когда вас окружает тысяча и один повод отвлечься, ничто не отвлекается в центре. Но такую медитацию нельзя устроить посредством ума; ее можно позволить только в сердце.