Так часто старики становятся вечно злыми, вечно ворчащими, раздраженными – без всякого повода. Причина в том, что они не нашли в своей жизни сердца. Они жили только умом, а ум не умеет расширяться, он только сжимается. Чем больше вы знаете, тем меньше становится ум.
У невежественного человека ум больше, чем у знающего, потому что ум невежественного человека ничем не загроможден, в нем больше свободного пространства. Знающий человек слишком заполнен знанием, пространства не остается. А сердце – другое название пространства внутри.
Точно так же, как существует внешнее пространство – безграничное, беспредельное небо, – есть и внутреннее небо, которое столь же беспредельно. Одно всегда уравновешивает другое: если бесконечно внешнее, внутреннее не может быть конечным. Внутреннее должно уравновешивать внешнее – другой его полюс. Внутреннее небо так же велико, как и внешнее; в своей безграничности они равноценны.
Медитация должна быть не в голове – и не бывает в голове; все происходящее в голове может быть только подражанием медитации… оно не подлинное, не настоящее. Настоящее всегда происходит в сердце. Поэтому помните: когда я говорю о пробуждении, я говорю о пробуждении сердца, – и это не следует понимать только как доктрину, это следует пережить на опыте, это должно стать вашим экзистенциальным состоянием.
272
Гнев и боль
Гнев возникает в виде защиты против боли. Если кто-то причиняет вам боль, вы отзываетесь гневом, чтобы защитить свое существо от боли. И каждый случай боли подавляется гневом – поверх боли в человеке много слоев гнева.
Продолжайте работать с гневом, и однажды, в тот или другой момент, вы почувствуете, что гнев исчез – и теперь вы чувствуете грусть, не гнев. Настроение переменится и из гневного станет грустным, и когда это произойдет, можно точно знать, что вы приблизились к боли. Затем случится извержение боли.
Точно так же, чтобы вырыть колодец, мы раскапываем землю. Нужно удалить много пластов земли и камня, только тогда появится вода. Сначала вода будет не чистая, мутная; потом постепенно начнут открываться все более чистые источники. Сначала появится гнев, много слоев гнева – верхние пласты земли. Потом, как мутная вода, появится грусть, и за ней боль – чистая, прозрачная боль. Чистая боль бесконечно красива, потому что она мгновенно даст вам новое рождение.
273
Разочарование
Понять, что то, что вы до сих пор называли любовью, не было любовью, – одно из самых значительных прозрений. С этим пониманием многое становится возможным.
Люди всегда думают, что любят, и это их величайшая иллюзия: чем скорее они от нее избавятся, тем лучше. Любовь очень редка и не может быть доступна легко и повсеместно. Она не доступна всем и каждому; она так же редка, как природа Будды – не больше, не меньше.
Понимание, что вы не знаете любви, хорошо, но оно принесет вам грусть или даже определенную подавленность. Не тревожьтесь: в темноте ночи рождается утро. Когда ночь темнее всего, рассвет близок. Вы будете угнетены и подав-лены, потому что все, что вы считали любовью, ею не было, и оказалось, что вы жили в снах, лишая себя реальности. Когда к вам приходит это понимание, оно приносит глубокую грусть, почти смерть. Не пытайтесь бежать от этого состояния. Расслабьтесь в нем, дайте себе утонуть в этой грусти, и вскоре вы выйдете из нее совершенно новым человеком.