×
Traktatov.net » Странности нашего тела. Занимательная анатомия » Читать онлайн
Страница 46 из 164 Настройки


Как долго запах остается в носу?

Это вопрос Барри Мартина из Энфилда, Новый Южный Уэльс.

Вообще-то Барри Мартин задает о запахе целый ряд вопросов. Он пишет: «Как долго запах остается в носу? Каким образом он туда попадает? Существуют ли атомы запаха? Иногда я чувствую какой-то запах, а потом, через несколько часов, когда его источника уже нет поблизости, ощущаю этот запах опять. Как можно чувствовать запах, которого на самом деле нет?»

Необходимо помнить, что запах — физическое явление. По крайней мере, таким он бывает в самом начале. Затем в действие вступают психологический фактор и сложные процессы нашей памяти. В нашем сознании возникают воспоминания о запахах. Вы можете вспомнить запах через часы, дни, месяцы или даже годы после того, как его почувствовали. Ученым пока сложно понять процесс связывания белков, регулирующих передачу ароматов в носовой полости. Однако, по словам доктора Соломона Снайдера, ученого-невролога из университета Джона Хопкинса в Балтиморе, феномен припоминания запахов похож на то, как некоторые люди вспоминают пережитый ими опыт, такой, например, как война. Молекулы запаха действительно существуют. Они переносят запах в нос, распространяясь по воздуху и по воде. Молекулы какого-то конкретного запаха не задерживаются в носовой полости надолго — они замещаются молекулами других ароматов, которые присутствуют в воздухе. Осознание и воспоминание запахов воздействует на обонятельную систему мозга и нервную систему. При этом используются те же части мозга, которые активизируются при других типах воспоминаний. Ученые предполагают существование особого органа, анализирующего обоняние, и называют его «обонятельным мозгом». Он расположен в лимбической системе, неподалеку от носовой, полости, в переднем и заднем отделах головного мозга. Все это говорит нам о том, что в носу запах надолго не задерживается, однако до конца наших дней может фиксировагься клетками памяти>1.


Только 3 из 10 людей могут произвольно расширять ноздри.


Зачем нам в носу волосы?

Это вопрос Децили Коул из Грейт-Нек, НьюЙорк.


Научное название волос в носу — реснички. Они нужны для того, чтобы задерживать грязь, пыль и другие частицы, которые мы вдыхаем через нос вместе с воздухом, тем самым препятствуя его проникновению в дыхательные пути. Некоторые загрязнения могут раздражать и даже повредить слизистую оболочку этого чрезвычайно важного органа. Существует предположение, что реснички каким-то образом помогают нашему обонянию, но механизм этого пока не выяснен>2.


Обонятельные рецепторы кролика покрывают площадь, равную поверхности кожи всего его тела. Ваши обонятельные рецепторы занимают только 4,8 квадратного сантиметра.


Зачем нам 2 ноздри?

Это вопрос Дональда Ньювелла из Коло, Новый Южный Уэльс.


Нос — жизненно важный орган, участвующий в процессе доставки кислорода в трахею, бронхи, легкие, сердце и кровь. Он необходим для избавления организма от углекислоты. Мы считаем, что нос — это одиночный орган, но большая часть его функций совершается в стереорежиме. У нас два легких, левое и правое, но мало кому известно, что каждое легкое связано с соответствующей ноздрей, левой или правой. Если, скажем, левая ноздря какое-то время закрыта, левое легкое может испытать кислородное голодание и тогда произойдет переход дыхания на правую ноздрю, что является защитным механизмом системы носового рефлекса в частности и всей дыхательной системы в целом. Более того, по словам доктора Пэта Барелли из Американского ринологического общества, 2 ноздри делают дыхание более эффективным и лучше поддерживают работу всего тела. Располагая для дыхания 2 ноздрями, мы позволяем каждой из них немного отдохнуть. Однако помните, что одна ноздря может устать. Если ноздря работает в одиночку более 3 часов, она устает Обычно из-за сил гравитации одна ноздря оказывается заложенной, поскольку человек находится в спящем положении 8 и более часов. Поэтому с двумя ноздрями мы спим более безмятежно, и, если одна из них временно не функционирует, процесс дыхания не нарушается, потому что у нас есть другая