- заметил Чердынцев.
- А вот эти, - показал Велемир на четырёхногих ящеров, похожих на бронтозавров, - зовутся в Амазонской сельве «курупира, или «марибунда».
- Как я понимаю, не ходите дети в Африку гулять. И в Амазонскую сельву тоже, - засмеялся я.
- Кстати, в некоторых озёрах Африки живут такие зверюшки, которые питаются бегемотами. Слышал про них?
- Нет, - честно признался я.
- Местные называют их «чимпекве». Можешь полюбоваться, вот его изображение, - и Велемир ткнул пальцем в барельеф ещё одного ящера с длинной шеей и четырьмя широкими не то лапами, не то ластами.
- А в наших озёрах кто-нибудь живёт? - посмотрел я на хранителей.
- Конечно. Причём несколько видов, - улыбнулся Чердынцев. - Вот этот зверь, у него короткая шея, и с виду он похож на крокодила, обитает в Байкале, - показал хранитель на ещё одну рептилию. - Жители Ольхона его видят часто. По мнению рыбаков, эта зверюга любит преследовать тюленей, но только летом. Зимой её никто не встречал, хотя в озере полно отдушин. Откуда они, берутся никто не знает. А вот этот ящер, видишь, у
него голова, как у жабы, - обратил моё внимание волхв на ещё одного странного зверя, - обитает в Ладожском озере и на Онеге тоже. Эта небольшая тварь, около трех метров длины, питается рыбой, зимой, очевидно, впадает в спячку, так как в этот период его никто не видит. Но зверь сильный, любые невода рвёт в лёгкую. Нечто подобное обитает в некоторых глубоких озёрах Якутии и в гигантских озёрах поймы реки Оби, там, где из-под земли бьют тёплые источники. Вот они, сибирские монстры, изображены у самой двери. Разглядел?
- Это не храм, - посмотрел я в глаза волхвов. - Скорее, наглядная образная энциклопедия эволюции жизни. Лучшая в мире школа целостного представления о развитии на Земле всего живого и человечества тоже! Теперь до меня дошло, откуда египтяне взяли моду уродовать барельефами колоннады своих храмов.
- Почему уродовать? - удивился Велемир.
- Потому что в египетских барельефах нет системы. Там всё подчинено прославлению царей и вельмож. А здесь, - показал я на потрясающую резьбу на брёвнах, - прослеживается чёткая система: начиная с появления на Земле первых растений и кончая нашей эпохой.
- То, чем ты так восхищён, юноша, - обнял меня за плечо Чердынцев, - обычный ликбез - самое доступное знание для начинающих.
- Но ведь оно потрясает!!
- Всё верно, потрясает таких, как ты, которые знают всему этому цену, - показал волхв на украшенные тонкой резьбой стены храма. - Но для очень многих всё, что здесь изображено, является декоративной, ярко раскрашенной резьбой и только. И ничем ты их не прошибёшь.
- Потому что невежество сродни безумию, - добавил Велемир.
- Давайте ещё раз обойдём храм и обратим внимание на резьбу наличников окон, - предложил жрец. - Видишь, - продолжил он, показывая на окна. - На каждой стороне их по два.
Мы рассмотрели резьбу наличников на первой стене храма,
там, где изображены псилофиты, плауны, сингилярии и папоротники.
- А теперь посмотрим резьбу наличников окон на второй стене. Что ты видишь? - обратился ко мне служитель.