И ведь не зря же в шутку говорили: «Если вы увидите палатку на краю дороги или убежище под дубами Айн-Драхама, вам может пригодиться знание языка его обитателя: один шанс на два, что этот землемер или лесник — русский».
В особенно же тяжелом положении оказались высшие и старшие чины бывшей эскадры. Преклонный возраст, пошатнувшееся здоровье, отсутствие гражданских специальностей и, наконец, крушение идеалов, служению которым были отданы лучшие годы их жизни еще со времен Порт-Артура и Цусимы, не позволяли им полноценно и быстро адаптироваться к новым условиям. Так, вице-адмирал Ворожейкин разводил кроликов и коз, а некоторое время был даже кладбищенским рабочим. И уже затем получил место бухгалтера в одном из учреждений общественных работ. Контр-адмирал Беренс, бывший командующий эскадрой, шил из кусочков кожи женские сумочки на продажу, а генерал-майор Завалишин работал сторожем в лицее.
Женщины устраивались прислугой, их с удовольствием брали в гувернантки, а пациенты в больницах неизменно просили именно русских сиделок. Дамы признавались: «Мне не стыдно работать прислугой. Мне будет стыдно, если я сделаю это плохо».
И всех этих людей связывала общая мечта — как можно быстрее вернуться в свое Отечество.
Словно чудо Божье светится голубыми куполами посреди мусульманской Бизерты миниатюрная, белого камня, церковь Александра Невского. Идея ее создания родилась в 1935 году. На средства, собранные русскими моряками и членами их семей, а также от части доходов русских предпринимателей, создавших компанию по демонтажу кораблей Русской эскадры, в 1937 был заложен, а два года спустя построен храм — скромный и простой, ставший великой памятью Русской эскадре.
Завесой на Царских вратах храма стал сшитый вдовами и женами моряков Андреевский флаг. А иконы и утварь были взяты из корабельных церквей, подсвечниками же служили надраенные по флотскому обычаю до блеска снарядные гильзы. А на мраморной доске, установленной внутри храма, золотом вписаны названия всех 33 кораблей и судов Российского Императорского флота, пришедших в Бизерту в далеком 1920 году.
И все-таки сбылись чаяния русских людей, волей судеб оказавшихся в изгнании на чужбине, вдали от своего Отечества, большинство из которых так и не дожили до осуществления своей мечты…
Свершились и вещие слова генерала Врангеля, произнесенные им в Константинополе в конце 1920 года:
«Русский орел расправит свои могучие крылья, и взовьется над Русскими моряками бессмертный Андреевский флаг!»
И 26 июля 1992 года Андреевские флаги снова взвились на кораблях возрожденной России, наконец-то освободившейся от большевистского господства.
Примечания
Антанта (фр. — сердечное согласие) — военно-политический блок России, Англии и Франции. Создан в качестве противовеса Тройственному союзу (Германия, Австро-Венгрия, Италия); сложился в основном в 1904–1907 годах и завершил размежевание великих держав накануне Первой мировой войны.
Деникин Антон Иванович (1872–1947) — один из руководителей Белого движения, генерал-лейтенант (1916). Окончил Академию Генштаба (1899). Участник Первой мировой войны. С апреля 1918 возглавлял Добровольческую армию, затем являлся главнокомандующим Вооруженными силами Юга России. В 1920 после ряда поражений своих армий добровольно передал командование барону Врангелю и эмигрировал во Францию.