Казаки-мародеры. Гравюра Й. А. Кляйна. Первая четверть XIX в. Отдельный оттиск, в частном собрании Е. Понасенкова.
В 1812 г. казаки грабили буквально все, что попадалось им на пути — не только неприятельские обозы, русские села и города, но даже иногда православные монастыри.
Депутация старообрядцев Преображенского кладбища к Наполеону. Открытка 1912 г. Из частного собрания Е. Понасенкова.
Смоленский бой. Французская гравюра, около 1813–1820 гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова, публикуется впервые.
Наполеон в Смоленске. Гравюра Боссельнама с картины Шасселла. Из альбома Армана Дайо (1851–1934) «Наполеон» (Париж, 1908, с. 159) — в личной коллекции Е. Понасенкова.
Оставляя Смоленск, русские генералы подожгли город и мост, армейцы Наполеона принялись его тушить, а сам император оказал помощь жителям. Одной из пострадавших семей Наполеон подарил 1000 франков и позволил назвать ребенка в свою честь.
Подлинная публикация одного из декретов Наполеона (31 июля 1812 г, подписано в Витебске). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Во время Русской кампании Наполеон умудрялся успевать управлять своей огромной империей, ежедневно изучая массу документов и формулируя новые эффективные законы.
Эпизод Битвы при Москве-реке (Бородинского сражения). Гравюра, Франция, 1810-е гг. Из личной коллекции Е. Понасенкова, публикуется впервые.
Здесь показана курьезная сцена, когда французский солдат ведет под уздцы русского генерала.
На первой крупноформатной карте из книги (1817 года издания) участника сражения Фредерика Франсуа Гийома де Водонкура (1772–1845) весьма очевидно провальное расположение войск М. И. Кутузова (отмечены черным). Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
Генерал А. П. Ермолов о Бородинском сражении: «Неприятель одержал победу».
Гравированный план битвы при Москве-реке (Бородино) из мемуаров адъютанта Наполеона Филиппа Поля де Сегюра. Публикуется впервые. Из личной коллекции Е. Понасенкова.
На этой карте с ошеломляющей ясностью видно, что пренебрегший серьезной очной рекогносцировкой М. И. Кутузов совершенно не понимал расположения противника и не ведал о его планах, что и привело к фактическому уничтожению 2-й Западной армии П. И. Багратиона (на левом фланге — против основных сил Наполеона) и к тяжелейшему разгрому русских. Половина войск в начале боя была поставлена М. И. Кутузовым супротив пустого пространства.
Н. Н. Раевский о Бородине: «Нами никто не командовал».
Медаль, выпущенная во Франции в честь выдающейся победы Наполеона в Бородинском сражении. Из личной коллекции Е. Понасенкова.
Схема амбулансов армии Наполеона на Бородинском поле. Из книги И. А. Кассирского «Ж. Д. Ларрей и скорая помощь на войне» (М.—Л., 1939) — в собрании Е. Понасенкова.
Великая армия перед Москвой. Эта написанная с натуры акварель долгое время хранилась в парижском Кабинете эстампов и никогда не публиковалась в России. На ней хорошо видно образцовое состояние армии (в том числе — кавалерии) Наполеона после Бородинского сражения, в котором русская армия была наголову разгромлена. Из альбома Армана Дайо (1851–1934) «Наполеон» (Париж, 1908, с. 156) — в личной коллекции Е. Понасенкова.