Виктор Гюго (1802–1885) о Наполеоне:
«Этот человек, сперва бывший звездой нации, со временем превратился в ее солнце».
Император Наполеон. Миниатюра на слоновой кости, Франция, XIX век. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые. Этот ранее неизвестный портрет выполнен с большим мастерством и помещен в оправу с характерным для стиля ампир узором из пальметт.
Наполеон, апрель 1816 г.:
«Даже когда я уйду, я останусь жить в умах людей, как путеводная звезда их борьбы за свои права, мое имя станет их военным кличем, девизом их надежд».
Наполеон на поле битвы при Ваграме. Художник Жозеф Шабор (1786–1848). Обложка журнала Телемагазин, 19–25 апреля 1769 г. (№ 704) — в частном собрании Е. Понасенкова. Само полотно находится в Наполеоновском музее в Риме.
А. С. Пушкин о Наполеоне, 1821 г.:
Наполеон. Гравюра 1811 г., изданная в Лейпциге. Этот ранее неизвестный портрет я лишь два года назад обнаружил в антикварном магазине в Вене — публикуется впервые.
Крупнейший немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831) о Наполеоне:
«Мировая душа, сидящая на коне и мчащаяся через мир, овладевающая им».
Александр I. Император Всея Руси («Всех Россий»). С оригинального рисунка, сделанного в Лондоне во время его визита в 1814. Цветная гравюра Х. Мейера, Англия, сентябрь 1814 г. Из личной коллекции Е. Понасенкова. Публикуется впервые.
После катастрофической для русских людей войны 1812 г. царь несколько лет путешествовал по Европе, а Бородинское поле так никогда и не соизволил посетить. При этом развязал конфликт именно Александр — после чего в самом начале военных действий он сбежал из армии в Петербург.
А. С. Пушкин об Александре I:
М. И. Голенищев Кутузов, князь Смоленской. По оригиналу Ф. Кинеля. Из книги Рихарда Зузманна «1813–1815» (Берлин, б/д — около 1913 г., с. 79) — в частном собрании Е. Понасенкова.
У Кутузова в биографии было всего два генеральных сражения (Аустерлиц и Бородино) — и оба он проиграл (при этом в Москве он бросил около 30 000 русских раненых, большинство из которых сгорели в пожаре, устроенным Ф. В. Ростопчиным).
Командующий Союзной армией князь К. Ф. Шварценберг, 1814 г.:
«Никакой, даже самый идиотический, идиот не сможет приписать неслыханные катастрофы Наполеона слабоумному Кутузову и его безвольному повелителю».
М. И. Кутузов. Миниатюра 1810-х гг. по оригиналу Соломона (Шломо) Корделли. Опубликовано в книге великого князя Николая Михайловича «Император Александр I. Опыт исторического исследования» (Петроград, 1914) — в частном собрании Е. Понасенкова. Этот портрет наиболее точно передает внешность генерала.
П. В. Чичагов в письме графу С. Р. Воронцову о М. И. Кутузове:
«Что касается интриг, коварства и наглости, это был первый генерал в Европе».
Современник 1812 г. и историк Луи Адольф Тьер:
«…едва держался в седле, был глубоко испорчен, фальшив, коварен и лжив…»
На этой советской открытке-агитке 1949 года «назначенному» И. Сталиным на роль «великого полководца» М. И. Кутузову написали ошибочный год рождения (1745 — вместо 1747) и вставили глаз, параллельно полностью исказив оригинальный портрет: в итоге вместо «сатира» с большими бородавками и узким лбом (как было на гравюрах и полотнах с натуры) появился героический генерал. Эта почтовая карточка с лозунгом «За нашу Советскую Родину!» находится в моем частном собрании (рядом с документами о кровавом подавлении М. И. Кутузовым бунтов крепостных крестьян; сам же фельдмаршал владел 6567 рабами).