Что касается диспаритета доходов, то все рождаются неравными, и это серьезная проблема. Я ее долго изучал и много о ней писал. Большинство людей имеют неравные возможности выбора по собственной инициативе. Они давным-давно перестали развиваться. Они поддались дурному влиянию или, наоборот, никого не слушали. Плохо учились в школе и выросли безграмотными. Больше половины выпускников американских вузов не могут даже грамотно заполнить анкету для работы в McDonalds, а те 50–60 %, которых все-таки принимают, отправляют на курсы по английскому и математике. У этих людей нет никакой квалификации. Они не умеют читать, не умеют работать на компьютере, не разбираются в науке и технике, ничего не смыслят в бизнесе, менеджменте или маркетинге. Они не способны зарабатывать деньги и создавать блага, поэтому их доходы ниже средних.
Как сказал Гари Беккер из Чикагского университета, «у нас нет диспаритета доходов, у нас диспаритет знаний и навыков. Восемьдесят процентов людей останавливаются в своем развитии уже через год после начала трудовой карьеры, в то время как остальные 20 % постоянно совершенствуют свои знания и навыки, повышая свою ценность. Так что неравенство – это дело личного выбора. Каждый сам решает, как ему жить, кем быть и что делать.
Когда человек говорит, что ему 35 лет, у него семеро детей и он десять лет работает в McDonalds за $8 в час, кто, спрашивается, в этом виноват? Кто довел его до такой ситуации? Рано или поздно следует признать, что мы сами отвечаем за свою жизнь. По сути, общество держится только на идее ответственности, и, к счастью, многие люди принимают на себя высокий уровень ответственности и не винят в своих проблемах других.
Еще одна злободневная тема – это автоматизация производства. Говорят, она может повлечь за собой падение зарплат и занятости. Как это отразится на американском рынке труда? Не думаете ли вы, что все больше людей решат пойти по предпринимательской стезе?
Автоматизация началась еще в 1770-х годах, и каждая ее новая волна вызывала очередную бурю протеста – мол, это сократит рабочие места и выбросит людей на улицу. На самом деле автоматизация систематизирует простые и скучные операции, расширяя и усложняя функции управления производством, а следовательно, создает новые рабочие места.
Когда-то автомобили собирались командами механиков, и на каждом предприятии трудилось около 20–30 таких команд. С развитием автоматизации, появлением поточных линий и внедрением научных методов управления автомобильные заводы стали расти как на дрожжах, создавая сотни и тысячи рабочих мест с более высокой оплатой труда. Как результат, десятки тысяч и миллионы людей повысили уровень своих доходов, благосостояния и медицинского обслуживания.
Впервые в истории мужчина смог позволить себе быть единственным кормильцем в семье. Прежде родителям приходилось заниматься тяжелым физическим трудом, а детям – попрошайничать на улицах. Теперь же дети смогли пойти в школу, а жена – остаться дома и заниматься хозяйством.
Правда, с развитием технического прогресса возникает необходимость постоянно совершенствовать свои умения и навыки. Каждая новая волна автоматизации все больше усложняет производственные процессы, но это благо, иначе мы до сих пор жили бы в каменном веке.