В сущности, современное положение России в мировой экономике характеризуется следующими моментами:
– страна обладает внушительными природными, трудовыми ресурсами, большим производственным потенциалом, занимает ведущие позиции в производстве и экспорте товаров топливно-сырьевой группы, пока еще владеет сильным научно-техническим потенциалом, высоким образовательным, целенаправленно снижаемым, уровнем населения;
– разграбление страны, создание спекулятивной банковской системы, экономический спад девяностых годов определили значительное ухудшение позиций России в мировом хозяйстве. Став «среднеразвитой страной», по многим показателям она занимает промежуточное место в мировой экономике между развитыми и развивающимися странами;
– по уровню жизни страна занимала в 2012 году – 59-е место (после Парагвая и Румынии) – по данным Legatum Institute («Википедия»).
В 2014 году – 61-е место в мире (после Мексики и Шри-Ланки).
В 2015 году, по данным Legatum Institute (bs-life.ru), по уровню жизни Россия находится на 91 месте среди 142 стран мира, между Гватемалой и Лаосом.
Не последнюю роль в этом процессе играют международные цены на нефть – источник валютных поступлений в бюджет страны.
Читаем:
«Часто приходится слышать, что нефтяная зависимость РФ досталась нам в наследство от СССР. Дескать, тогда проклятые коммунисты начали усиленно разведывать нефтяные месторождения, и до того разошлись, что в итоге чуть ли не половина всех доходов страны была от продажи нефти.
Потом США договорились с арабскими шейхами, чтобы они снизили цену на нефть, для тонкого и точного удара по экономике тогдашнего главного врага – СССР, серьезно сидевшего на „нефтяной игле“. Потом СССР развалился, в том числе и от этого удара, который экономика страны не смогла перенести.
И вот в наследство нынешней РФ досталась эта „нефтезависимая“ экономика. В чем СССР, как нетрудно догадаться, очень сильно виноват, и нам приходится расплачиваться за его ошибки…» («О „нефтяной зависимости“ СССР» – http://eot16.ru/archives/1500).
Автор материала продолжает:
«Доля доходов от продажи топлива и электроэнергии (прошу обратить внимание – топлива и электроэнергии) в бюджете в действительности не превышала 10,3 % в самые „зависимые“ годы, а в среднем в период с 1980 по 1990 годы была около 8 %.
Это и есть та самая „нефтяная игла“, о которой так любят говорить?
Понятно, что 8—10 % это немало, но называть это „иглой“ (при том, что 8—10 % это с электроэнергией, прошу не забывать), на мой взгляд, является нечестным. Ведь как-никак, СССР практически все производил сам, от внешних товаров зависел мало, и вряд ли уменьшение доходов от нефти даже вполовину могло как-то сильно повлиять на „развал“ СССР…»
Тем более бюджет СССР даже в те годы рос. И уж совсем никак нельзя говорить, что «половина доходов СССР была от нефти, и РФ получила в наследство такую зависимую экономику».
Вспомним также, что через 8 лет после окончания Великой Отечественной войны, в 1953 году СССР не имел долгов перед иными странами, золотые запасы составляли 2500 (две тысячи пятьсот!) тонн.