Хотя многие заводчики обращают большое внимание на нрав собаки, остается фактом, что они получают крайне недостаточные стимулы для разведения ласковых, послушных собак. Им перепадают деньги, всяческие голубые и пурпурные ленты и общественное признание за разведение собак, соответствующих утвержденным стандартам пород; собак, которые кочуют с одной выставки на другую или которые могут выполнить задание на охоте, апортировке или хердинге, но не за разведение собак, которых легко тренировать и которые хорошо ладят с детьми. «Семейные собаки» часто продаются за меньшие деньги, чем «выставочные», словно собака, от которой зависит, станет ли семейная жизнь раем или адом, обладает меньшей ценностью, чем та, которая выиграла голубую ленту на соревновании. «Семейные собаки» обычно так же здоровы, как и «выставочные», но их шерсть не совсем правильного цвета или их морда слишком узка для выигрыша голубой ленты, поэтому они продаются как семейные домашние животные.
Что, по моему мнению, наиболее важно для тех из нас, чьи собаки живут в домах как компаньоны, это чтобы они были здоровы и не причиняли никому вреда Некоторые заводчики заявляют, что их собаки никогда не смогли бы конкурировать на выставках, не будь у них хорошего нрава, но как ни печально это говорить, я видела массу собак с долгой историей участия на выставках, которые могли быть вежливыми на собачьих выставках, но невежливыми дома. Тем не менее, остается еще много заводчиков, для которых нрав собаки — важнейший критерий в разведении, но они не получают большой поддержки или признания за это, хотя мы знаем, что целенаправленное разведение может повлиять на послушание (помните эксперимент с послушными ручными лисицами?). Я знаю заводчиков пастушьих собак, разводящих их для работы на ферме. Эти собаки могут укусить быка в нос, если понадобится, но скорее провалятся сквозь землю, чем укусят ребенка. Я знаю заводчиков выставочных собак, которые хотят победить в Вестминстере[64], но никогда не стали бы разводить собак, которым они не смогут доверить своих внуков. Они не получают голубых лент, денежных наград или признания на общенациональном телевидении за это: эти почести закреплены за собаками со сбалансированной походкой и хорошим экстерьером. Может быть, мы и доживем до того момента, когда на каком-нибудь ночном шоу, полном шарма и глянца, будут в присутствии многочисленных звезд прославлять заводчиков, которые разводят ласковых, послушных собак. Но сегодня будущие владельцы собак должны использовать иные критерии, нежели собачьи выставки и соревнования, чтобы быть уверенными, что получат хорошую семейную собаку.
Конечно, поведение собаки только отчасти обусловлено генетикой: окружающая среда, в которой она растет и живет, оказывает глубокое влияние на то, будет собака кусаться или нет. Почти каждую собаку можно вынудить укусить, и я наблюдала несколько печальных случаев, когда у действительно хорошей собаки просто не оставалось иного выбора. Но я видела и не меньшее число собак, которым был дан хороший старт в жизни, они жили с хорошими людьми и, тем не менее, терроризировали семью, используя свои зубы. Через мой офис прошло, как минимум, тридцать щенков, которые рычали и кусали в лицо, когда им было всего лишь восемь или девять недель отроду. Я говорю не о щенках, которые просто не знали, как соблюдать «правила вежливости» при использовании своих ртов и становились несколько кусачими во время игры. Я говорю о щенках, чей взгляд становится тяжелым, когда они пристально смотрят на вас и которые выдвигают уголки ртов вперед в гримасе наступления прямо перед тем, как попытаться вас укусить. Оторопь берет, когда видишь такое юное животное, действующее с такой энергией, и хотя некоторых из этих собак можно воспитать так, что, повзрослев, они при определенных условиях будут безопасными, они вряд ли относятся к категории тех собак, которых большинство людей хотели бы иметь дома.