На следующих двух собраниях кружка выступал поэт Шенгели. Он читал стихи. Кроме меня - Белинкова, присутствовали: Штейн Борис, Рысс, Михальчи, Рашеева и Ингал. После этих собраний кружок распался.
Вопрос. Вы пытались возродить работу кружка?
Ответ. Нет.
Вопрос. Эльштейн читал свой роман у вас на квартире?
Ответ. Да, Эльштейн у меня на квартире читал свой роман "Одиннадцать сомнений". Это было в начале декабря 1943 года.
Вопрос. Кто во время этой читки присутствовал?
Ответ. Кроме меня присутствовали: Штейн, Лацис, Грановская Фаина, автор романа Эльштейн, член комитета ВЛКСМ института Каменкова-Павлова Ольга. После чтения состоялось небольшое обсуждение романа.
Вопрос. Еще подобные сборы были у вас на квартире?
Ответ. Были неоднократно. У меня почти ежедневно бывали как студенты Литературного института, так и отдельные студенты МГУ, в частности Грановская Фаина. Дело в том, что я, вследствие болезни, очень редко бывал в институте. Поэтому ко мне заходили мои товарищи и мы вели беседы на литературные темы.
Вопрос. Иными словами кружок существовал?
Ответ. Кружок больше не существовал, и я не пытался его возрождать. В этот период времени обсуждался вопрос о моем поведении в комсомольской организации института и мне было не до кружка. Что же касается посещений моей квартиры отдельными студентами института, то они были вызваны тем, что я был болен и находился дома. К тому же моя квартира находится через дом от института.
__________
14 марта 1944 г.
Допрос начат в 21 час 15 м.
Допрос окончен в 2 ч. 25 м. 15/III.
Вопрос. В чем вы признаете себя виновным?
Ответ. На предыдущих допросах я признал и сейчас признаю себя виновным в том, что я, начиная с 1941 года и до дня своего ареста, написал ряд антисоветских произведений, а также высказывал свои антисоветские взгляды Рашеевой Надежде Александровне.
Вопрос. Кто она такая?
Ответ. Рашеева Н. А., 1923 года рождения, уроженка города Харбин; русская или еврейка, точно сказать не могу, гр-ка СССР, член ВЛКСМ, студентка Литературного института Союза Советских писателей, проживает М. Бронная, дом № 44/15, кв. 4.
Вопрос. Как давно вы ее знаете?
Ответ. Познакомился я с Рашеевой в 1938 году через Николая Роликова, своего соученика по 125 средней школе Советского района, у нее на квартире. С весны 1943 года Рашееву я знал как студентку Литературного института, в котором учился и я.
Вопрос. Какие у вас с Рашеевой были взаимоотношения?
Ответ. Дружеские. Между нами ссор и неприязненных отношений не было.
Вопрос. Как часто вы встречались с Рашеевой?
Ответ. Начиная с 1938 года и вплоть до дня моего ареста за исключением периода ее пребывания с октября 1941 по зиму 1943 г. в эвакуации в гор. Свердловске, я с Рашеевой встречался у себя и у нее на квартире 2-3 раза в неделю. Реже видел я ее в институте.
Вопрос. Что вас с Рашеевой сближало?
Ответ. Дружба и с весны 1943 года общность антисоветских взглядов.
Вопрос. Вам приходилось слышать со стороны Рашеевой разговоры, направленные против Советской власти?
Ответ. На этот вопрос я затрудняюсь ответить.