Среди этого хаоса компания под названием Augur запустила одну из самых успешных в истории кампаний краудфандинга. За первую неделю более 3500 человек из США, Китая, Японии, Франции, Германии, Испании, Великобритании, Кореи, Бразилии, ЮАР, Кении и Уганды внесли в общей сложности 4 млн долларов. В этом не участвовали ни маклеры, ни инвестиционный банк, ни биржа, ни обязательные фирмы, ни регулирующие органы, ни юристы. Не было даже кампании на Kickstarter или Indiegogo. Дамы и господа, вашему вниманию предлагается акционерный блокчейн.
Поиск инвесторов для предпринимателей — одна из восьми функций индустрии финансовых услуг, которую ждут серьезные перемены. Процесс накопления акционерного капитала — через частное размещение ценных бумаг, первичное и вторичное публичное размещение акций и частные инвестиции в коммерческий капитал (PIPE) — не претерпевал значительных изменений с 1930-х годов[166] .
Благодаря краудфандинговым платформам малый бизнес получил доступ к капиталу через Интернет. Oculus Rift и Pebble Watch — первые успехи этой модели. Но по-прежнему участники не могут приобретать капитал напрямую. В США новый закон о содействии стартапам позволяет мелким инвесторам вкладываться напрямую через краудфандинговые кампании, но инвесторам и предпринимателям для этого по-прежнему необходимы посредники, такие как Kickstarter или Indiegogo, и традиционный способ платежа, обычно банковские карты или PayPal. Посредник остается арбитром всего, в том числе решает, кому что принадлежит.
Акционирование на блокчейне (это как вариант) развивает эту концепцию. Теперь компании могут собирать финансирование «в блокчейне», выпуская токены, или виртуальные ценные бумаги, соответствующие неким материальным ценностям компании. Они могут отражать акции, облигации или, как в случае Augur, позиции котирующих участников рынка на платформе, давая держателям право решать, какие прогностические рынки будет открывать компания. Ethereum добился еще большего успеха, чем Augur, профинансировав развитие совершенно нового блокчейна для продажи собственного токена, ether, по предварительным заказам. Сегодня Ethereum — второй по длине и первый по темпам развития публичный блокчейн. Средняя сумма инвестиций при краудфандинге Augur составляла 750 долларов, но нетрудно представить, что были и минимальные подписки величиной в доллар или даже 10 центов. Любой человек в мире — даже самые бедные слои населения и жители самых отдаленных регионов — может стать инвестором фондового рынка.
Онлайн-ретейлер Overstock запускает, возможно, самую амбициозную инициативу в области виртуальных ценных бумаг. Дальновидный основатель Overstock Патрик Берн считает, что блокчейн «способен сделать для рынка капитала то, что Интернет сделал для пользователей». Проект под названием Medici позволит компаниям выпускать ценные бумаги в блокчейне; он недавно получил одобрение Государственной комиссии США по ценным бумагам и фондовому рынку[167] . Компания начала выпускать первые ценные бумаги на основе блокчейна, такие, как 5-миллионные цифровые облигации для филиала FNY Capital, в 2015 году