×
Traktatov.net » Авантюра адмирала Небогатова » Читать онлайн
Страница 24 из 170 Настройки

Небогатов был спокоен за отряд Клапье де Колонга на первом этапе пути. Как минимум до Сахалина «ветеранской эскадре» угрожают лишь непогода и камни Курильской гряды. Но флагманский штурман Филипповский заверил, что выведет эскадру точно к мысу Анива. Есть опыт хождения в этих водах, есть свежие и надёжные карты и лоции. А шторма, – что ж, конечно, боязно за броненосцы береговой обороны, но ведь дошли как-то они до дальневосточных вод.

С углём тоже всё в порядке – мало того, что все корабли загружены «под завязку», так ещё на «Иртыше» 8000 тонн, на «Кубани» 4500 тонн. Хватит, ещё и с запасом.

А идущим в Цусиму бородинцам (и особенно прожорливому «Ослябе») помогут с углём вместительные «Рион» и «Днепр», которым предстоит снабжать топливом также и миноносцы.

Поздним вечером к Небогатову пришли с докладами Бухвостов и Игнациус.

– Николай Иванович, – начал командир флагманского броненосца, – с минами и минными аппаратами разобрались, свезли всё лишнее на «Ярославль», самодвижущиеся мины разобрали крейсера и миноносцы. Сформировано семь досмотровых партий, по офицеру и по пять матросов в каждой. Больше людей посчитал в них включать нецелесообразным, поскольку захваченные нейтралы просто пройдут с нами какой-то отрезок пути, не думаю, что команды на этих судах попытаются взбунтоваться, находясь под присмотром орудий крейсеров и зная о скорой свободе.

– Добро, Николай Михайлович, – адмирал повернулся к командиру «Суворова», – что у вас Василий Васильевич. Изготовили к завтрашним стрельбам трофеи?

Каперанг Игнациус, назначенный ответственным за артиллерийские учения броненосного отряда, времени зря не терял и помимо сверки дальномеров, подготовил команды трёх катеров с броненосцев и задействованные в учениях «Грозный» и «Безупречный», чтобы с раннего утра выстроить в подобие кильватерной колонны, захваченные у японцев и подлежащие расстрелу пароходы и рыбацкие шхуны.

– Так точно, Николай Иванович, только «Днепр» из дозора телеграфировал – захвачена ещё одна рыбацкая японская «лайба», под сотню тонн водоизмещения, через пару часов будут здесь, я распорядился, катера поутру отведут её к полигону и выставят пятой.

– Прекрасно, просто замечательно, – обрадовался адмирал, – значит, каждому броненосцу достанется по отдельной мишени.

Командующий, любивший и умевший обучать артиллеристов точной стрельбе, на сей раз не стал усложнять задачу своим подчинённым. Первоначально броненосцы должны были отстреляться по выстроенным на расстоянии два-три кабельтовых друг от друга, неподвижным пароходам и шхунам, левым бортом, потратив по семь шестидюймовых снарядов на орудие и добавив по паре залпов главного калибра. Причём стрелять следовало исключительно по своей, намеченной руководителем стрельб, цели. Затем, пройдя вдоль «неприятельской линии» на скорости в 9 узлов, броненосцы, ведомые «Александром» разворачиваются «все вдруг» и, следуя уже за «Суворовым» добивают «врага» правым бортом. Все маневры и стрельба производятся с расстояния 30–35 кабельтовых.

Тянуть щиты-мишени на буксире миноносцев Небогатов не счёл нужным. Во-первых, не было на Второй эскадре достаточного запаса снарядов для нормальных полноценных учений, а во вторых не хотел адмирал перед сражением деморализовать личный состав беззубостью мазил-артиллеристов. Потому и были созданы «тепличные» условия для наводчиков и башенных командиров – заранее было известно расстояние до мишеней, скорость колонны адмирал определил ниже некуда, чтобы было больше времени на прицеливание, сама цель была неподвижна…