Более того, цвета на фотопленках исходно гармонизованы друг с другом. Фотограф получает профессиональную поддержку на старте точно так же, как художник в наше время может получить поддержку в виде готовых наборов красок.
Это не значит, что если снимать на пленку, цвета автоматически будут получаться красивыми. Каждая пленка разрабатывается для определенных условий съемки, и, если их не соблюдать, можно получить как неожиданно интересный, так и эстетически непригодный результат. То же и в живописи: хороший набор красок еще не гарантирует, что художник напишет хорошую картину.
Также это не значит, что все фотографии, снятые на одну пленку, будут одинаковыми по цвету. Характер цвета от пленки к пленке, от фотографа к фотографу и от сюжета к сюжету обычно прослеживается, но автор всегда может сместить цветовые решения с помощью освещения, экспозиции, светофильтров, индивидуального проявления, печати и множеством других способов. Кроме этого особенность цвета естественно воспринимается в сочетании с творческой задумкой, которая всегда индивидуальна.
Одним словом, работа фотографов с цветом при съемке на пленку в значительной степени упрощена, т. к. в этом случае в его арсенале определенным образом подобранные и тщательно выверенные цветовые гармонии. В цифровой фотографии с подобной поддержкой, к сожалению, дела обстоят значительно хуже.
Глава 13. Пленка или цифра?
В 1888 году, популяризируя фотографию как доступный способ фиксации изображений, Джордж Истман предложил рынку первый «народный» фотоаппарат Kodak № 1, сопроводив рекламную кампанию слоганом «Вы нажимаете на кнопку – мы делаем все остальное». Сегодня этот лозунг вызывает определенные насмешки, ведь средства компьютерной обработки дают куда больше возможностей сделать то самое «остальное» и добиться тех цветов, которые хочет изобразить фотограф. Однако слоган Истмана несет в себе куда больше смысла, чем это кажется на первый взгляд.
Во-первых, во времена Истмана не было Photoshop, средства обработки изображений в темной комнате были достаточно громоздкими, а процессы трудоемкими. Собственноручную обработку могли себе позволить лишь отдельные фотографы. Предлагая рынку универсальное решение, необходимо было добиться принятия этого решения рынком. Другими словами, фотография, полученная с помощью доступной каждому камеры, должна была понравиться всем.
Во-вторых, исследования Kodak в области цветовосприятия и цветовоспроизведения оказались настолько основополагающими, что стали частью мировой истории фотографии. Чего только стоит труд Роберта Вильяма Гайнера Ханта, внештатного профессора цветоведения университета Дерби и заместителя по науке британского филиала Eastman Kodak Company, который 36 лет посвятил изучению вопросов цветовоспроизведения в исследовательской лаборатории Kodak. В своей книге «Цветовоспроизведение», которая в 2004 году выдержала шестое издание, он пишет:
Цветовоспроизведение – удивительная вещь: понимание его основ требует знания многих наук, искусств, эстетики; оно задействует самые разнообразные отрасли промышленности, требует изобретательности и изворотливости ума, но в своем высшем проявлении оно предельно просто: обычный взгляд на изображение.