– Перу-ун!!!
Глава 9
Глава четвертая
Каган
1
Вдоль берега Волги в больших количествах горели погребальные костры. Потери были значительны. По крайней мере по меркам Русова. Шутка ли, за полдня боя потерять больше четырех тысяч человек убитыми и тяжело ранеными, что в нынешних условиях все равно что убитые. В лучшем случае часть из них останется живыми, (все-таки какую-никакую медслужбу он все же организовал), но калеками, что опять-таки проходит по статье «безвозвратные потери».
Больше всего, особенно в процентном соотношении к общей численности армии потеряла кавалерия, а именно печенеги, сначала во время перестрелки с «черными хазарами», а потом в прямом столкновении с «белыми», где размен шел хорошо если один к двум.
Они же потеряли больше всего в удельной массе среди всадников, где-то под шесть сотен. Еще сотни три потеряли мадьяры с валахами. Поскольку они оснащены были получше, то тут потери шли примерно полтора к одному в пользу «белых хазар».
И две сотни своих товарищей среди живых не досчитались славяне. У них соотношение потерь было примерно один к одному, хотя они шли в первом ряду, являясь главной ударной силой, но их, понятное дело, спасли отменные доспехи.
Что до потерь в пехоте, то славяне и варяги потеряли примерно поровну, по полторы тысячи человек, что при соотношении один к трем, выглядело не в пользу варягов, учитывая то обстоятельство, что они считаются лучшими бойцами Европы на данный момент.
Но тут они сами виноваты. Если славяне всю зиму учились строю и кое-чему они все-таки обучились, то у варягов с дисциплиной было очень плохо из-за чего они часто забывая обо всем на свете, срывались в состояние берсеркера и начинали индивидуальные схватки. Тем более что враг оказался таким никчемным и его можно было рубить практически без опаски для себя, особенно в таких доспехах. Это ложное ощущение безопасности и излишняя податливость хазарского ополчения их и подвело под монастырь.
Увы, ощущение всесильности оказалось с подвохом, «черные хазары» нет-нет, да отвлекались от активной перестрелки с печенегами и обрушивали дождь стрел на раскрывшихся варягов.
Тем не менее варяги радовались победе чуть ли не больше остальных вместе взятых. Да и славяне отнюдь не выглядели подавленными. Оно и понятно, битва такого масштаба должна была в любом другом случае привести к куда как большим потерям, в разы большим, как бы не до трети, а то и половины (если считать раненых) от общего числа, особенно для славян.
Но потерь было бы значительно больше, атакуй всадники из четвертой линии. То, чего так испугались наемники – ручного греческого огня, на самом деле уже выработало свой боезапас. В лучшем случае огнеметчики могли еще пшикнуть пламенем пару раз и все. Увлеклись они в пылу боя и не рассчитали объема, отжигая напропалую.
Погибших хазар даже не считали. Их реально было много, больше двадцати тысяч только погибшими, правда в основном мало что стоящая пехота. Впрочем, раненые ненадолго задержались в мире живых их всех методично добили.