Деваться Святославу было некуда, рано или поздно с хазарами все равно придется разбираться. В реальной истории Святослав поперся на каганат не из своей природной драчливости, как можно было подумать, а выполняя вполне прагматичные задачи государственного значения.
Во-первых, пробивал пути для русских купцов на восточные рынки Каспия. Ведь хазары их обкладывали непомерными пошлинами, а то и вовсе банально грабили и убивали, продавали в рабство. Что крайне снижало скорость развития русских земель.
По этой причине Святослав даже пытаться не стал заниматься производством стекла. Не факт, что получится (сода нужна, а е нет), а если получится, то норма прибыли будет мизерной. На внутреннем же рынке этот товар по большому счету никому не нужен, нет еще той платежеспособной прослойки общества, бояр мало. В общем хлопот много, а выхлоп околонулевой.
Во-вторых, следовало снять давление хазар на восточно-славянские племена. Ведь хазары с одних племен собирали тяжелую дань, а других планомерно атаковали с целью захвата рабов. Кроме того давили религиозно, вынуждая подконтрольные себе племена принимать иудаизм, пусть не прямо, посылая миссионеров и не мечом и огнем, как делали христиане, а косвенно, дескать примите нашу религию и будет вам послабление…
Ну и в-третьих, следовало отомстить за подло убитого Вещего Олега. Дед по матери как-никак. # Если не отомстишь, не поймут и начнутся проблемы. В этом плане все очень серьезно.
# Авторским произволом я выбрал версию, что Вещий Олег является отцом княгини Ольги.
По-хорошему следовало оттянуть возвращение в Киев еще года на три, но тогда дружина, причем уже собственная, а не киевская может решить, что князь действительно переродился в купца и заочковал. Это при силе Перуна! А посему он мог в один далеко не прекрасный день обнаружить, что подле него и нет никого, разбежались все, прихватив с собой те же доспехи стоящие целое состояние.
В общем спокойной жизни пришел конец.
2
Две тысячи превосходно оснащенных воев дружиной уже назвать было сложно – рать.
Так вот вход рати в Киев, в июле девятьсот шестьдесят первого года произвел на жителей города сильное впечатление. В первую очередь конечно же бросались в глаза доспехи воинов, одинаковые, дорогие, обеспечивающие превосходную защиту. Еще удивляло, что идут воины не толпой, а ровным строем в ногу, печатая шаг (не как на парадах будущего в честь победы в ВОВ, а попроще) из-за чего возникал специфический звук и содрогалась земля, что заставляло зрителей в полной мере проникнуться мощью этой рати.
Рать останавливаться в городе не стала, просто прошла его из одного конца в другой и ушла в специально подготовленный для воинов городок с казармами-полуземлянками.
Стоя на заранее сколоченном помосте в окружении бояр и дружинников, и глядя на этот парад княгиня Ольга напряженно размышляла. Вид воинов ее не сильно удивил, она и знала о об этом от своих соглядатаев и видела нечто похожее в Константинополе, но вот как у ее сына все это получилось осуществить, она не понимала. Ведь чужих при нем не появлялось, тех же ромеев, что могли подсказать. И это не работа воеводы Свенельда, ведь что мешало ему раньше ввести подобные порядки среди дружины?