×
Traktatov.net » В дебрях времени » Читать онлайн
Страница 32 из 85 Настройки

Таким образом, к настоящему времени классификация динозавров приобрела такой вид:


О Т Р Я Д З А У Р И Ш И И: (ЯЩЕРОТАЗОВЫЕ):

П о д о т р я д  т е р о п о д:

Цулурозавры: мелкие примитивные тероподы.

Орнитомимиды: более развитые (специализированные) тероподы.

Карнозавры: гигантские хищные тероподы.

Прозауроподы: тероподы с рядом признаков зауропод.

П о д о т р я д  з а у р о п о д: гигантские растительноядные динозавры, обитатели заболоченных мест, самые большие и тяжелые сухопутные животные.

О Т Р Я Д О Р Н И Т И Ш И И: (ПТИЦЕТАЗОВЫЕ)

П о д о т р я д  о р н и т о п о д ы: древние двуногие динозавры.

П о д о т р я д  с т е г о з а в р ы: четвероногие растительноядные динозавры с двойным рядом защитных пластин и шипов вдоль спины и хвоста.

П о д о т р я д  а н к и л о з а в р ы: похожие на черепах четвероногие динозавры, наделенные тяжелым панцирем.

П о д о т р я д  ц е р а т о п с ы: рогатые, похожие на носорогов и буйволов растительноядные динозавры, ходившие на четырех ногах. 


Расцвет динозавров приходится на юрский и меловой периоды. В это время, главным образом в меловой период, они приходят к вершине развития по разнообразию и по величине.

Не все динозавры жили одновременно, некоторые из них последовательно возникали и вымирали. Поэтому и мы в нашем путешествии едва ли сможем увидеть всех: к тому моменту, когда мы остановились в мезозое, одни из них уже вымерли, другие еще не возникли. Наше знакомство с самым огромным хищником всех времен и широт — тираннозавром-рексом и утконосыми динозаврами из орнитопод, или птиценогих, говорит о том, что Машина времени перенесла нас в последний период мезозойской эры — в меловой. Иными словами, в период, отстоящий от нашего времени на сто миллионов лет, когда могущество великого мира динозавров, а с ними и всех ящеров, достигло вершины и начинало клониться к упадку.

УТРО В МЕЗОЗОЕ

…Солнце поднялось уже высоко, и утренний туман клубился и исчезал под его теплыми лучами. Оглядевшись, я решил предпринять вылазку в зеленый прозрачный лес араукарий. За ним виднелись красные скалистые утесы. Я направился к ним, чтобы подняться и осмотреть местность, пока меловые страшилища не пробудились от тяжелого оцепенения сна. Подняться на утес было трудно, но зато с его вершины передо мной открылись чарующие ландшафты мезозоя.

Всюду виднелись густые темно-зеленые леса, вдали широкие мелководные заливы глубокими языками вторгались в сушу, влажное дыхание теплых морей и океанов обвевало одетую в буйную растительность землю.

Как и в каменноугольном периоде, на Земле снова настало вечное лето: окаменелые деревья, найденные во многих местах мира, на Аляске и в Гренландии, показали, что в мезозое климат был ровным, теплым и влажным. Узнали это потому, что годичные кольца древесины на этих стволах слились, а это показывает, что дерево растет равномерно, безостановочно, круглый год.

В лесах росли красные и мамонтовые деревья, стройные темно-зеленые кипарисы, раскидистые кедры, араукарии, увенчанные шишками величиной с человеческую голову, коричные деревья, магнолии, папоротниковые и финиковые пальмы и саговники — с коротким толстым стволом, из верхушки которого торчал пышный пучок ярко-зеленых длинных перьев. Вслед за солнцем поворачивали свои листья-веера на длинных черешках деревья гинкго, на гигантскую высоту вздымали шатры буйной зелени тюльпанные деревья с мощными стволами и ликвидамбары с листьями, как у нашего клена.