×
Traktatov.net » Фантом » Читать онлайн
Страница 325 из 340 Настройки

Напоенная запахами горного разнотравья, августовская ночь подошла к концу. Робкая розовая полоска окрасила нежным цветом горизонт на востоке. Звезды трепетно мигнули, и через мгновение ослепительная вспышка разорвала предрассветный полумрак. Вечные ледники на вершине Мзиунархи озарились таинственным светом, и затем слепящий глаза бриллиантовый водопад Мзиунархи хлынул в долину. Впервые за последние недели о восходе солнца возвестило не раскатистое эхо пулеметных выстрелов и глухие хлопки мин, а мирное щебетание птиц.

Жесткие заявления руководства России, похоже, подействовали отрезвляюще на Саакашвили и его окружение. 7 августа после полудня грузинская армия начала отвод тяжелой техники в направлении Гори. Вечером он выступил по телевидению. Саакашвили предложил властям Южной Осетии сесть за стол переговоров без всяких предварительных условий. В очередной раз угроза войны, казалось бы, на время была отодвинута. В тот вечер в прилегающих к границе с Грузией осетинских селах жители легли спать без оружия под рукой. Не столько обращение Саакашвили, сколько грядущая Олимпиада порождала у них надежду — до ее окончания они не услышат выстрелов.

В Москве тоже рассчитывали на такой ход событий и перевели дыхание. Градов также надеялся, что политикам и дипломатам удастся договориться и не допустить войны. Доклад Гридина не оставил от нее и следа. Тяжелая артиллерия грузинских войск уже четвертый час ровняла с землей не только позиции осетинских ополченцев, расположение батальона российских миротворцев в «южном лагере», но и гражданские кварталы Цхинвала. Под руинами гибли беззащитные старики, женщины и дети. Эта была омерзительно-подлая вероломная война!

В душе Градова снова поднялась свинцовая волна ненависти и яростным огнем расплескалась в глазах. Пальцы сжались в кулаки, а кожа от напряжения побелела на костяшках. В эти мгновения он всем своим существом находился там, в объятом пламенем пожарищ Цхинвале, рядом с подчиненными.

— Георгий Александрович, как ситуация? Большие потери? — решился нарушить невыносимо тягостную паузу Зайченко.

— Ситуация? Потери? — машинально повторил он.

— А что Тбилиси? — спросил Сердюк.

— Тбилиси? Сволочи! Как фашисты в сорок первом! — взорвался Градов и испепеляющим взглядом прошелся по затвердевшим лицам генералов. На них читался один и тот же ответ: «Они должны за это ответить!».

— И ответят! По полной программе! — выразил вслух общее чувство Градов и потянулся к аппарату прямой связи с директором.

Но здесь в двери возник взволнованный дежурный.

— Извините, товарищ генерал, на связи Гольцев из Абхазии и требует немедленно соединить с вами! — доложил он.

— Прямо-таки требует? — ворчливо заметил Градов.

— Да! У него ЧП! — помявшись, ответил дежурный.

— Час от часу не легче! — в сердцах произнес Зайченко.

Градов поднял трубку. В кабинете, так будто тот был рядом, зазвучал голос Гольцева.

— Извините, товарищ генерал-полковник, у нас, у меня…

— Виктор Александрович, не время извиняться! В Южной Осетии — война! Давай по существу! — оборвал Градов и в следующее мгновение изменился в лице: — Чт-о?! К-ак такое могло произойти?!