Огромная разведывательная машина США не сбавляет оборотов. Для добывания информации о России, как и прежде, мобилизованы все средства спецслужб — внутри и вне нашей страны. И в космосе. Поддерживаются в состоянии готовности многочисленные базы вооруженных сил и спецслужб США на территории иностранных государств, сопредельных с Россией. Продолжает действовать «Единый Интеграционный Оперативный План», предусматривающий ядерное нападение на нашу страну. Уточняется перечень объектов, подлежащих уничтожению. «Красноярский инцидент» 1995 года с задержанием органами ФСБ России американского капитана Линча и некоторые другие эпизоды — наглядное свидетельство этому.
Бывший государственный секретарь США Генри Киссинджер откровенничал: «Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее народа в единое, крепкое, централизованное государство». Ну, а теперь посмотрим, чем это заявление деятеля республиканской партии отличается от официального курса нынешней администрации демократов.
В «Директивах в области обороны на 1994-1998 годы» «другом» России президентом США Клинтоном предписывается: «Не допустить появления на территории бывшего Советского Союза нового соперника, представляющего угрозу, аналогичную той, что исходила от СССР».
Центральному разведывательному управлению поручено обеспечить выполнение директив руководства США своими средствами. И ЦРУ с понятным усердием принялось за дело, благо устремления американской разведки в России, которые охватывают политические, военные, социально-экономические, научно-технические и иные вопросы, во многом повторяют ее интересы в былые времена. Да и основные объекты агентурного проникновения — вооруженные силы, оборонная промышленность, спецслужбы — не претерпели по форме существенных изменений. Впрочем, в нынешней обстановке разведуправление уделяет особое внимание положению в верхних эшелонах страны, планам российского руководства. Тем более что возможности получения информации по этому вопросу для Лэнгли значительно возросли. В результате возникла реальная база для использования рычагов политического и особенно экономического влияния на обстановку в России. В средствах массовой информации на Западе и в нашей стране появляется все больше материалов, раскрывающих манипулирование Соединенными Штатами в своих интересах политикой России, в том числе в таком ключевом вопросе, как расстановка руководящих кадров.
Наблюдение за подготовкой и ходом избирательных кампаний в нашей стране — от выборов президента Российской Федерации до избрания руководителей отдельных интересующих США регионов — с некоторых пор сделалось важным направлением в деятельности посольской резидентуры в Москве. Собственно говоря, такая практика — контакты с губернаторами, представителями президента в регионах, с местным населением — не является чем-то необычным, если используются методы дипломатического общения.
Обратило на себя внимание другое — поведение и действия американских наблюдателей, проявлявшаяся кое-где угодливость местных властей по отношению к ним. Так, обосновавшийся в нашей стране с 1993 года американец Джордж Колт громогласно заявил повсюду, что он — сотрудник ЦРУ, специалист по России и должен собрать информацию для своего ведомства. Другой янки — Томас Грэхем, из компании Колта, довольный радушным гостеприимством, оказанным иркутским губернатором Ю.Ножиковым, заявил на одной из встреч, что Иркутская область является «зоной стратегических интересов США». В Самаре проявили особое внимание к господину Колту и его команде специалистов из ЦРУ — им были предоставлены роскошные апартаменты в гостинице, оплачены из городского бюджета расходы на проезд и пребывание в области, услужливо прикреплены сопровождавшие. Целенаправленной «деловитостью» отличался трехдневный визит группы дипломатов из посольства США в Красноярске во время кампании по выборам губернатора.