Иерархия
Несмотря на взаимный уход за кожей и возникающие обычно дружеские отношения, даже в малом вынужденном содружестве двух лошадей очень быстро формируется иерархия, когда одно животное подчинено другому. Подчиненный всегда заходит в стойло или подходит к кормушке последним. Если не знать, как складываются отношения на самом деле, то можно подумать, что жизнь в природе лучше, прекраснее и справедливее, чем в человеческом обществе с его устоями, привилегированными и непривилегированными слоями. В природе нет равноправия, поэтому наши общественно-политические лозунги о равенстве возможностей для всех и каждого в корне противоестественны, на каких бы привлекательных идеях они ни строились.
В животном сообществе нет равенства. Наоборот, у всех видов, живущих в сообществах, существует четко выраженная иерархия, которая строго поддерживается. Такой четкий порядок дает индивидуумам, занимающим наиболее низкое положение в иерархии (а они вовсе не являются подавленными и несчастными), чувство уверенности, поскольку их место в табуне четко определено, они знают, что они должны и что им позволено делать. Поэтому неправильно и совершенно не способствует поддержанию мира в лошадином сообществе – отдавать предпочтение лошадям, стоящим на нижних ступенях иерархии. Человек исходя из своих представлений отдает лакомые кусочки в первую очередь самым молодым или маленьким.
Пасущийся табун лошадей остается мирным сообществом, пока иерархические отношения между его членами четко установлены. Если туда поместить новое животное и оставить все как есть, тут же начнется жесточайшая ранговая борьба, которая прекратится только тогда, когда все животные займут определенное место в иерархии. Каждое животное выясняет отношения с каждым, пока (а это происходит достаточно быстро) не выявится наиболее сильный. Не всегда это самое мощное и физически сильное животное, иногда просто превосходящее остальных по темпераменту и реакционной способности. И начиная с него, формируется новая иерархия. Эта, порой довольно ожесточенная борьба может длиться несколько дней, после чего наиболее честолюбивые и боевые лошади формируют «правящую верхушку». Более слабохарактерные животные без проблем признают доминантную кобылу и следующих за ней по положению в иерархии животных и определяют дальнейший ранговый порядок между собой. Некоторое время спустя снова можно наблюдать спокойно пасущийся табун, где драки происходят в исключительных случаях.
Орловский рысак
В природе случается и так, что в процессе ранговой борьбы несколько незнакомых друг другу животных вынуждены оставаться вместе дольше, чем на короткий промежуток схода, когда действуют другие законы.
При семейной организации общества у диких непарнокопытных и домашних лошадей одной породы или одного типа в норме существует иерархия по полу – жеребцы стоят выше меринов, затем идут кобылы, доминирующие в зависимости от размера, веса и возраста. Более старшие имеют преимущества перед молодыми – право, на котором наиболее ревностные стараются настаивать как можно дольше. Михаэль Шеффер пишет, что некоторые лошади вызывали у него почти что жалость, когда какая-нибудь старая, до сих пор занимавшая высокое положение в иерархии кобыла старается как можно быстрее добраться до прохода в заграждении, чтобы первой попасть на пастбище.