×
Traktatov.net » Наполеон Бонапарт » Читать онлайн
Страница 42 из 112 Настройки

Наложив запрет на целое королевство, он отправляется навстречу русским, которые, как при Аустерлице, шли на помощь своим союзникам, и, как при Аустерлице, пришли тогда, когда те были уничтожены.

Наполеон, направив в Париж, в Дом инвалидов, шпагу Великого Фридриха, его орденскую ленту черного орла, генеральский шарф и знамена гвардии времен прославленной Семилетней войны, 25 ноября, оставив Берлин, идет навстречу врагу.

Перед Варшавой Мюрат, Даву и Ланн встречают русских. После недолгой схватки Беннингсон оставляет столицу Польши и французы входят туда. Польский народ целиком встает на сторону французов, предлагает свою судьбу, свою кровь, свою жизнь, прося взамен только независимость. Наполеон узнает об этом первом успехе в Познани, где остановился, чтобы соорудить еще одного короля. Этим королем стал старый курфюст Саксонский.

1806 год закончился битвой при Пултуске, а новый начался баталией при Эйлау. Это было сражение странное и безрезультатное; русские потеряли в нем восемь тысяч человек, каждый из противников приписывал победу себе. Царь приказал служить благодарственный молебен, видимо, по той причине, что оставил в наших руках пятнадцать тысяч пленных, сорок пушек и семь знамен. Но это была реальная битва между ним и Наполеоном.

Но этот гордый взлет оказался недолгим. 26 мая был взят Данциг. Через несколько дней русские разбиты в Спандене, Домиттене, Альткирхене… 13 июня к вечеру две армии столкнулись в сражении под Фридландом.

На следующее утро под грохот пушек Наполеон, идя в наступление, воскликнул:

— Этот день будет для нас счастливым — это годовщина Маренго!

И действительно, как при Маренго, этот бой стал высшей и окончательной победой. Русские были раздавлены. Александр потерял на поле битвы, утонувшими в Алле или взятыми в плен шестьдесят тысяч человек. Сто двадцать пушек и двадцать пять знамен стали трофеями победы. Остатки разбитой армии, даже не защищаясь, бежали и, чтобы спасти себя, перейдя Пригель, уничтожили все мосты.

Но, несмотря на эту предосторожность, французы 16 июня перешли реку и устремились к Неману, последней преграде на пути Наполеона для ведения войны на территории императора России.

Теперь царь напуган. Престиж британских обольщений испаряется. Он в той же позиции, как и после Аустерлица: без надежд на помощь. И он принимает решение вторично унизиться. Этот мир, так упрямо им отвергнутый, — когда-то он мог диктовать свои условия, — сейчас он вынужден просить его сам на условиях, продиктованных победителем. 21 июня перемирие было подписано, а 22-го была распространена прокламация:

«Солдаты!

5 июня мы были атакованы русской армией. Враг не посчитался с причинами нашего бездействия; он слишком поздно заметил, что наш отдых был отдыхом льва. Он раскаивается в том, что забыл это.

В дни Гейлъсберга, а особенно навсегда памятного Фридланда, за десять дней кампании мы взяли 120 пушек, 70 знамен, убили, ранили, взяли в плен шестьдесят тысяч русских, захватили у вражеской армии все ее склады, госпитали, медицинские пункты, город Кенигсберг, суда в его порту, груженные всеми видами припасов, сто шестьдесят тысяч ружей, посланных Англией для вооружения наших врагов.