Мне было шесть лет, когда я приобрел опыт, повлиявший на мое отношение к деньгам. Мой отец попал в больницу с циррозом печени. Он должен был пролежать там целый год, так как нуждался в абсолютном покое. Врачи рекомендовали ему даже отказаться от чтения.
Однажды я услышал, как врач заметил моей матери, что он никогда не видел пациента, у которого было бы так много посетителей. Моего отца навещали каждый день по меньшей мере шесть человек, хотя ему был предписан полный покой. Так мы узнали, что отец и в больнице продолжал работать. Он был адвокатом, и наряду с основной, оплачиваемой работой было в его жизни нечто, что он называл «практикой для бедных». Бедняков он консультировал бесплатно.
Моя мать тут же призвала отца к ответу. Он должен прекратить работу, иначе ему из больницы живым не выйти. Врачи тоже взывали к его благоразумию. Но отец был упрям и продолжал делать то, что считал нужным.
Я нередко часами сидел у его кровати и слушал, что ему рассказывали посетители. И знаете что? Всегда речь шла о деньгах, всегда люди жаловались на их нехватку. И всегда виноваты были обстоятельства или другие люди. Я не понимал юридических тонкостей дел, и потому мне казалось, что я слышу снова и снова одну и ту же историю: денежные проблемы, денежные проблемы, денежные проблемы... Сначала слушать было интересно. Но скоро это стало действовать мне на нервы. Во мне нарастало отвращение к бедности. Бедность делает людей несчастными. Она заставляет их разыскивать моего отца даже в больничной палате и, низко кланяясь, умолять его о помощи. Я захотел быть состоятельным. И я принял твердое решение к тридцати годам стать миллионером.
Однако это не является началом истории моего успеха. Хотя я и достиг к тридцати годам своей цели, но за пять лет до того я был в долгах, у меня было 18 килограммов лишнего веса, и я сомневался в своих силах. Напряженная финансовая ситуация сделала деньги центром моей жизни.
Ведь деньги всегда имеют именно то значение, которое мы им придаем. И в тот период, когда у Вас есть финансовые проблемы, деньгам придается слишком большое значение.
Конечно, я надеялся, что все изменится к лучшему. Как-нибудь все устроится. Но ничто не происходит, если мы только надеемся и ничего не делаем. Надежда — это успокоительное средство для интеллекта, гениальный самообман. На кого или на что мы надеемся? На Бога или судьбу? Но Бог определенно не космическая нянька, которая вознаграждает нас за бездействие. Старая поговорка права: «Все глупцы и дураки живут ожиданием и надеждой».
Я был в отчаянии. Как получалось, что я зарабатывал довольно большие деньги и несмотря на это был в долгах? И когда я нашел наконец ответ на этот вопрос, то был поражен. Оказывается, в глубине души я не верил, что деньги хороши. Я саботировал свои собственные усилия добиться успеха.
После восьми лет болезни мой отец умер, и люди говорили, что он замучил себя работой. Ни в коем случае не хотел я замучить себя работой. С другой стороны, я не хотел быть таким, как бедняки, приходившие к отцу в больницу вымаливать правовую защиту. Я хотел быть богатым и по возможности ничего для этого не делать.