Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, дают хороший шанс расширить нашу область контроля. Проблема потому и является проблемой, что хотя и лежит в пределах нашего личного универсума, но она вне нашей сферы влияния.
Именно поэтому каждая возникшая перед нами проблема дает нам возможность дальнейшего роста. Если мы ставим перед собой только вопрос: «Как я решаю проблему?», то меняется немногое. Но мы можем поставить также вопрос: «Как я могу изменить ситуацию для того, чтобы эта проблема больше не возникала?» И эта новая ситуация всегда означает расширение нашей зоны контроля.
Пример: Вы возвращаетесь домой с вечеринки и обнаруживаете, что Вас ограбили. Дверь взломана, многие вещи исчезли. Если Вы хотите только решить возникшую проблему, то звоните слесарю и страховым агентам. Если Вы хотите, однако, изменить ситуацию так, чтобы в дальнейшем Вашу квартиру уже не могли обокрасть, то сделаете больше. Вы поставите, например, сигнализацию и купите собаку. Тем самым Вы создали для взломщика очень неблагоприятную ситуацию и расширили Вашу область контроля. Ваша собственность охраняется, даже когда Вас нет дома.
Благосостояния не достигнуть, уклоняясь от проблем. Кто хочет обладать большими деньгами, у того должен быть длинный список проблем.
Мы говорили уже о том, что качество наших вопросов определяет качество нашей жизни. Почему это так? Мы находимся постоянно во внутреннем диалоге с самим собой. Наш мозг постоянно задает вопросы, на которые мы сами и отвечаем.
Если мы спрашиваем себя: «Справлюсь ли я с этим?», — то не исключаем возможности неудачи. Только из-за такой постановки вопроса остается, по меньшей мере, сомнение в своих силах. Лучшим был бы вопрос: «Как я с этим справлюсь?» Этот вопрос исключает неудачу. Вы с этим справитесь. Можно считать, что уже только благодаря правильной постановке вопроса Вы с этим справились. Это «как» позволяет искать возможности, которые лежат вне Вашей области контроля.
Мы должны спрашивать в первую очередь не «почему», но «как». «Как» заставляет искать решений, «почему» — извинений за бездействие. Мы находим то, что ищем. Кто ищет и находит извинения, тому не нужно расширять сферу своего контроля; он же не виноват. Вместе с тем он теряет власть над ситуацией. Кто задает вопрос «как», того ответ выводит за пределы его области контроля; в вопросе «как» заключен и вопрос «почему». Однако вопрос «почему» не включает в себя вопроса «как» и не позволяет искать и находить решение.
Так же важен и вопрос: «Что я могу?» Представьте, что я бы сосредоточился в Калифорнии на том, чего я не могу и не знаю. И я нашел бы очень много доводов за то, чтобы быстренько снова уехать домой, 16-летний юноша в чужой стране очень многого не может. Но концентрация на этом не приносит денег. Я обязан был сделать упор на то, что я мог.
Правильная постановка вопроса, следовательно, такова: «Что я могу, что я знаю, какие возможности у меня есть?» Я знал, например, немецкий язык. Следовательно, я стал давать уроки немецкого. Однако мой английский был так плох, что я и пяти минут не смог бы вести урок, если бы хоть что-то приходилось объяснять по-английски. Поэтому я вел занятия по-немецки.