Вопреки всему, о чем пишут авторы бестселлеров и гуру мотивации, внутри нас нет никакого «истинного Я», которое можно найти с помощью самоанализа и которое укажет нам верное направление{24}. Да, наши стремления лежат в основе того, что мы делаем. Но и они, в свою очередь, формируются нашими действиями и опытом. Мы меняемся и развиваемся, меняется мир вокруг нас. Истинное «Я» «найти» невозможно. Оно растет постепенно, шаг за шагом.
Смиритесь с неопределенностью, особенно вначале. Например, Бен знает, что для него важна интеллектуальная деятельность, и он пытается изменить жизнь людей тем, что, будучи предпринимателем, он одновременно пишет, таким своеобразным путем он ищет себя. Бизнесмен и писатель Крис Йе говорит, что миссия его карьеры – «помогать интересным людям делать интересные вещи». Возможно, это странно звучит, но отражает его реальные ценности: интересные идеи создают те интеллектуальные стимулы, которые ему нужны, а «делать» означает «делать», а не просто «думать». Возможно, на поздних этапах развития карьеры у вас возникнут более определенные идеи и стремления, напоминающие заявление о миссии стартапа. Например, моя Полярная звезда – разработка и создание человеческих экосистем посредством предпринимательства, технологии и финансов. Я создаю сети, состоящие из людей, с помощью проектов в сфере предпринимательства, финансов и технологий. Какими бы ни были наши ценности и стремления, важно помнить, что они формируются постепенно, со временем.
Реалии рынка
Последний фрагмент головоломки – реалии мира, в котором мы живем. Умные предприниматели знают, что продукт не принесет им денег, если он не нужен людям или они не хотят его покупать, каким бы красивым или полезным он ни был (вспомните Segway[2]). Точно так же наши навыки, опыт и другие «мягкие» активы – какими бы особенными мы их не считали – не дадут нам преимущества, если не пользуются спросом на рынке. Если бы Джой знал не японский язык, на котором говорят в одной из самых экономически развитых стран мира, а какой-нибудь редкий африканский диалект, это не принесло бы ему никаких преимуществ в сфере новых технологий. Но «рынок» – не какое-то абстрактное понятие. Он состоит из людей, которые принимают решения, влияют на нас и потребности которых нам нужно удовлетворять: это наш босс, наши сотрудники, наши клиенты, наши подчиненные и т. д. Нужно ли им то, что мы можем предложить, и если нужно, то чем наше предложение лучше предложений конкурентов?
Часто говорят, что предприниматели – мечтатели. Это правда. Но в то же время хорошие предприниматели твердо стоят на ногах: они знают, что у них есть и каковы их возможности прямо сейчас. Точнее, предприниматели всегда стремятся выяснить, за что готовы платить клиенты. В конечном счете успех любой компании зависит от того, готовы ли потребители покупать то, что она предлагает. В свою очередь, успех любого профессионала – стартапа под названием «вы» – зависит от того, готовы ли работодатели, клиенты и партнеры платить за его время.
В 1985 г., когда Говард Шульц (генеральный директор компании Starbucks) собирался открыть в Америке сеть кафе в итальянском стиле, он и его партнеры не просто создавали бизнес «из ничего». Сначала они сделали все возможное, чтобы понять динамику рынка, на который решили выйти. Например, посетили несколько сотен кафе в Милане и Вероне, чтобы научиться там всему, чему только могли. Как итальянцы оформляют интерьеры своих кафе? Как принято пить кофе в этой стране? Как бариста подают кофе посетителям? Как выглядит меню? Шульц и его партнеры записывали все, что наблюдали. Они вели видеосъемку в кафе