- Здорово, Тихоновна, - сказал Ананий Егорович, подходя к огороду. Старуха живо разогнулась, хитровато прищурила один глаз.
- Признал. А я гляжу споднизу да думаю: возгордился - мимо пройдет али окликнет?
- Ну, тебя нетрудно признать. Вон ведь как сияешь!
- Молчи ты, бога ради. Не стыди. Сама знаю, что неладно. В этом повойнике-то я еще молодицей хаживала. Все Маруське берегла. А раз Маруська не носит - не пропадать же добру. Кто осудит, а кто и поймет.
Агафью Тихоновну знал чуть ли не весь служивый люд района. Старуха приветливая, общительная - пока пьешь чай, она тебе все обскажет: все картинно, со смешком, с прибаутками.
- Пойдем в избу, - со свойственной ей гостеприимностью предложила Тихоновна, выходя из огородика с горсточкой лука.
- У меня самовар шумит.
- Ноги-то сухие? Дать валенки?
- Нет, это пожалуй, лишне.
- Ешь-пей, гостенек, - сказала Тихоновна и поклонилась гостю в пояс.
- Надо бы тебя не чаем угощать-то. Дорогой гость! А светлого у бабушки нету. Была тут маленькая, да внук выманил. Позавчера вкатывается пьяный:
«Бабка, давай вина, а то подожгу». - «Что ты, - говорю, - пьяная харя, не стыдно бабке-то так говорить?» А потом отдала - все от греха подальше.
Примечание. Вокруг да около - разг. Здорово - прост. Тихоновна - разг. Признал - прост. Али - прост. Споднизу - прост. Гляжу - разг. Бога ради - разг. Обскажет - прост. Повойник - разг. (устар.). Молодица - прост. Хаживала - разг. (устар.). Неладно - разг. Служивый - разг. (устар.). Люд - разг. (устар.). Лишне - разг. Со смешком - разг. От греха подальше - разг. Гостенек - разг. Нету - разг. Не пропадать же добру - разг. Маруська - разг. (суф.). Ну - разг. Вон - разг. Вкатывается - разг. (в знач. «входит»). Бабка - прост. Давай - прост. Надо бы - разг. Харя - прост. (бран.).
Упражнение 91. В отрывке из повести А. Платонова «Котлован» выделите слова, принадлежащие к разным функциональным стилям; дайте стилистическое обоснование их употреблению в контексте.
Уставая, молотобоец выходил наружу и ел снег для своего охлаждения, а потом всаживал молот в мякоть железа, все более увеличивая частоту ударов… Елисей, когда присмотрелся, то дал молотобойцу совет:
- Ты, Миш, бей с отжошкой, тогда шина хрустка не будет и не лопнет. А ты лупишь по железу, как по стерве, а оно ведь тоже добро! Так - не дело.
Но медведь открыл на Елисея рот, и Елисей отошел прочь, тоскуя о железе. Однако и другие мужики тоже не могли более терпеть порчи.
- Слабже бей, черт! - загудели они. - Не гадь всеобщего: теперь имущество что сирота, пожалеть некому… Да тише ты, домовой!
- Что ты так содишь по железу?! Что оно - единоличное, что ль?
- Выйди остынь, дьявол! Уморись, идол шерстяной!
- Вычеркнуть его надо из колхоза, и боле ничего. Аль нам убытки терпеть на самом-то деле!
Но Чиклин дул воздух в горне, а молотобоец старался поспеть за огнем и крушил железо, как врага жизни, будто если нет кулачества, так медведь один есть на свете.
- Ведь это же горе! - вздыхали члены колхоза.