Теленеделя с Ириной Петровской
Остаемся. Куда же нам деться?
Всего через несколько дней мы, старые и молодые, богатые и бедные, здоровые и больные, рабочие и колхозники, старшины и матросы, усядемся за новогодний стол и, выпивая и закусывая чем Бог послал, уставимся в «ящик» - ликуй, Рейтинг, законодатель телевизионных мод! Ведь всех нас, таких разных, объединяет одно: мы - телезрители. И каждый день припадаем к телевидению, обожая его и ненавидя, радуясь и огорчаясь, аплодируя и кляня.
Весь прошедший год вы, уважаемые читатели, были, по сути, соавторами субботних телеобзоров - соглашаясь в письмах с моими оценками или споря с ними, выражая свое отношение к происходящему на телеэкране и подсказывая темы будущих статей.
Вам, как и мне, очень многое на телевидении сегодня не нравится, и это для меня аргумент в споре с теми телевизионщиками, которые упрекают меня и моих коллег-критиков в предвзятости и оторванности от простого народа.
Вам, как и мне, не нравится, когда телевидение играет в политические игры, сводя счеты с одними и незаслуженно возвеличивая других. Когда оно вводит зрителя в заблуждение, выдавая немощного и больного за деятельного и здорового - как доверять «важнейшему из искусств» потом, когда ни обманывать, ни скрывать истину будет уже невозможно?
Вас, как и меня, ужасает концентрация насилия и крови на телеэкране, и не только в информационных сюжетах (такова жизнь!), но во множестве художественных фильмов, которые смотрят дети.
Вам, как и мне, неприятно, когда в присутствии наших детей на экране говорят пошлости и даже матерятся. Когда бездарные безголосые юнцы с большими деньгами вытесняют настоящих мастеров настоящей культуры.
Вам, как и мне, кажется неоправданно завышенным число всячески довольно тупых игр, где раздают «за так» деньги и дорогущие призы (а считается, что «простой народ» именно это больше всего и любит).
Вас, как и меня, раздражают реклама и магазины на диване, чей товар доступен только «новым русским».
Вам, как и мне, противно, как необразованные, невоспитанные люди, непонятно как попавшие в эфир, коверкают язык, ерничают и кривляются, выдавая это за «новый» стиль.
Короче говоря, нам не нравится, когда нас не уважают и почитают за стадо баранов, способных, как говорит Богдан Титомир, «схавать» все.
В то же время вы, как и я, высоко цените то профессиональное, талантливое, разумное и доброе, что вопреки всему все же появляется на телеэкране. В одном из выпусков «Пресс-клуба» Андрей Макаревич, возмущенный отзывами критиков о телевидении, воскликнул: «Послушать вас - у нас такое ужасное телевидение, ничего хорошего на нем и нет». Разумеется, это не так. Не совсем так. В рейтинге пристрастий читателей «Известий» (и моих тоже) - «Чтобы помнили» Леонида Филатова, «В поисках утраченного» Глеба Скороходова, программы Владимира Познера, «Старая квартира», остроумнейший «Городок», «Умники и умницы», «Куклы» и многие другие программы, дающие пищу для сердца и ума. Ну и, конечно, хорошее кино - наше и не наше, но без порнухи и чернухи, от которых большинство нормальных людей с души воротит.