Пара замечаний фактического характера к этому портрету Козлова.
Как видите, этот историк пишет, что всё решал 8-й авиакорпус немцев. Действительно, входя во 2-й воздушный флот немцев, этот самый большой у немцев авиакорпус в разное время включал в себя те или иные авиационные части немцев, имевшие от 550, а временами и до 700 самолётов всех видов. Но ведь Козлов только на Керченском полуострове на аэродромах оставил немцам 400 самолётов, а ведь главные аэродромы ВВС фронта были на Таманском полуострове!
Или вот, к примеру, этот историк пишет, что Козлов «не по своей воле оказывался там, где немецкие войска были сильны на земле и в воздухе». Но 27 февраля 1942 года 13 советских дивизий Крымского фронта под командованием Козлова начали наступать на противостоящие им 2 немецкие дивизии и дивизию румын. А толку было ни на копейку!
«Козлову доставалась открытая, безжизненная степь на узком и плотном позиционном фронте», — переживает историк. Какие умные слова! А Манштейну, воевавшему тут же, что доставалось? Такая же степь, зажатая морями! Но у Манштейна ни Черноморского флота не было и не было танков, а Козлов только танков оставил Манштейну 347 машин, в большинстве Т-34 и КВ.
Но главное даже не это — это могут быть и ошибки, и непонимание историком того, что он описывает. Главное то, что этот историк, поставив себя на место Козлова, считает морально допустимым не воевать, а спрятаться от войны — «пересидеть» страшный период войны. Правда, историк не говорит, что пересидеть надо в плену, но если уж пересиживать, а не воевать, то какая разница где? Главное пересидеть, чтобы потом подставить грудь под ордена. Правда, этому кадровых генералов учить не надо — тот же Козлов насобирал на грудь 3 ордена Ленина и 5 орденов Красного Знамени, большую часть которых, разумеется, насобирал после войны.
Но, повторю, в данном случае дело не в Козлове, а в историках — как при такой морали историков в государстве могут прославляться реальные герои?
Самый героический сдающийся
И по размеру нимба вокруг головы, пожалуй, всех переплюнул подполковник царской армии Д.М. Карбышев, который хотя и пропал в плену без вести, но в 1946 году вообще сумел посмертно не просто орден Ленина получить, а и стать Героем Советского Союза, да не простым, а прославленным во все времена.
Давайте сравним.
Так уж получилось, но я уже не раз вспоминал о генерале Горбатове, а генерал А.В. Горбатов уже в ходе войны был награждён тремя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, тремя орденами Суворова, двумя орденами Кутузова, и в ходе войны ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Верховный главнокомандующий за войну 16 раз в приказах выносил ему благодарность за победы в сражениях. И вот этому реальному генералу-герою установлен один бюст и в его честь названы 11 улиц в СССР и Польше. Много это или мало?
На мой взгляд, вполне достаточно. Государство обязано было ставить бюсты только дважды Героям, так что в самом факте бюста Горбатову, которому звание Героя было присвоено всего один раз, уже было особое к нему уважение. В СССР «города и веси» строились активно, посему и улицы надо было как-то называть, вот я и полагаю, что особые заслуги генерала Горбатова перед Родиной были отмечены вполне адекватно.