На этих союзников трудилась вся страна, народ недоедал, жил в бараках, работал на пределе сил, но готовил свои вооруженные силы к обороне страны. И надо признать, что к июню 1941 г. РККА представляла грозную силу, которую надо было только применить с умом. А вот с этим-то и вышла промашка…
6
Накануне
Причина наших неудач летом – осенью 1941 г. кроется, в том числе, и в тех событиях, которые происходили за несколько месяцев до рокового 22-го числа.
Напутствуя в конце марта 1941 г. своих генералов перед готовящейся войной с Советским Союзом, Гитлер отмечал, что эта война «…будет резко отличаться от войны на Западе. На Востоке жестокость является благом на будущее. Командиры должны пойти на жертвы и преодолеть свои колебания».
Это очень важный штрих для понимания сути предстоящей войны. Если в народах некоторых западных стран Гитлер видел европейцев, которым при определенных условиях будет позволено жить среди немцев, то русские, как и остальные славяне, были им отнесены к «недочеловекам», которые могут быть использованы только в качестве рабочей скотины. Лучше бы, конечно, их всех уничтожить, но надо же кому-то работать на великий немецкий народ.
Впервые подробно планы групп армий вторжения были доложены Гитлеру 17 марта 1941 г.
В следующий раз вопрос ведения военных действий по плану «Барбаросса» рассматривался в Генеральном штабе сухопутных войск Германии в присутствии Гитлера 30 апреля. Тогда было произведено уточнение соотношения сил и средств сторон, а также составлен прогноз предстоящих приграничных сражений. После этого совещания начальник Генштаба Гальдер в своем дневнике записал дату готовности к войне с Советским Союзом – «ориентировочно с 23.5». Как известно, эта дата действительно была приблизительной. Сроки нападения переносились из-за необходимости решения греческой и югославской «проблем».
22 мая был введен «Режим максимально уплотненного графика движения эшелонов», т. е. перешла в окончательную фазу переброска войск для наращивания уже имеемой мощной группировки перед западными границами СССР. (Скорее всего, это начала давать результаты «работа» Гесса в Англии…)
10 июня главком сухопутных войск Германии, получив указание от Гитлера, назначил своей директивой дату нападения на СССР 22 июня. То есть конкретная дата нападения была определена всего лишь за 12 дней до времени «Ч».
14 июня у Гитлера состоялось большое совещание, на котором командующие группами армий, армиями и танковыми группами лично доложили фюреру о готовности к предстоящим действиям по плану «Барбаросса». Тогда же произошло уточнение ряда оперативных вопросов, и было принято решение начать наступление 22 июня в пять часов тридцать минут утра по берлинскому времени.
Таким образом, подготовка Германии к агрессии против СССР (от разработки общего замысла до создания детального плана действий и занятия войсками своих мест) заняла около одного года. Для ее проведения были задействованы лучшие штабные кадры сухопутных и других видов вооруженных сил войск вермахта. Под их контролем по единому замыслу последовательно был проведен весь комплекс подготовительных мероприятий, который начинался на уровне Генерального штаба и завершался в войсках, на самом нижнем уровне. Этот комплекс охватывал вопросы оперативного и боевого планирования, непосредственной подготовки войск, создания гибкой системы управления, всестороннего обеспечения и многие другие.