×
Traktatov.net » Марксистско-ленинская философия » Читать онлайн
Страница 48 из 231 Настройки

На это можно возразить, что некоторые явления могут повторяться и во времени. В разные моменты времени можно пользоваться одними и теми же предметами, можно несколько раз посмотреть один кинофильм, многие годы трудиться у одного и того же станка и т.д. Такое возражение неверно. Любой предмет, каким бы неизменным он ни казался, изменяется во времени, хотя эти изменения могут быть малозаметными. Истончаются стенки сосуда, которым мы пользуемся неоднократно, изнашивается кинолента, амортизируется станок. Необратимые временные изменения имеют огромное значение не только в природе, но и в обществе. С ними связана необратимость исторического процесса. Отдельные явления общественной жизни могут повторяться, но эти повторения не бывают абсолютно точными. Поэтому проблема времени имеет огромное общественное значение. Общество, претерпевшее коренные изменения во времени, например социальную революцию, уже не может возвратиться вспять и точно повторить пройденные этапы исторического развития. Так как временные процессы необратимы, то проблема времени важна для организации всей общественной жизни: производства, управления, воспитания и т.д. Вот почему философия, изучающая отношение человека к окружающему миру, уделяет такое большое внимание обсуждению того, чтó такое время и пространство и как изменяются и формируются представления о них.

114.

Непримиримость идеалистического и материалистического понимания времени и пространства

В учении о времени и пространстве материализм и идеализм занимают противоположные позиции. Идеалистические взгляды на время и пространство – продукт определенной эпохи. Они возникают на базе неправильного истолкования механистического понимания времени.

Создатель классической механики английский физик И. Ньютон считал, что время и пространство – это внешние условия движения механических тел. Пространство напоминает нечто вроде гигантской пустой коробки, в которой тело может передвигаться туда и обратно в каждом из трех измерений. Время представляется чем-то вроде равномерно раскручивающейся ленты. Время, пространство и перемещающиеся в них тела представлялись Ньютону существующими вне сознания человека. Время измеряется часами, пространство – линейкой. В целом эти взгляды были материалистическими. Однако вследствие их механистичности в них содержалась возможность идеализма. В чем же она заключалась? Поскольку время и пространство рассматривались как внешние условия передвижения тел, не связанные с их материальными свойствами и не зависящие от них, то возникал вопрос, от чего же зависят время и пространство? Если они не зависят от материальных тел и являются внешними по отношению к ним, то напрашивается ответ, что они зависят только от человека – субъекта познания.

Именно такой субъективно-идеалистический ответ предложил крупнейший немецкий философ XVIII века И. Кант (1724 – 1804), исходивший из того, что время и пространство – это не свойства материальных явлений, а условия их восприятия человеком. Согласно Канту, взаимодействуя с вещами, мы получаем поток ощущений. Время и пространство помогают нам расположить эти ощущения в некотором порядке. Время «располагает» ощущения одно после другого, пространство – одно рядом с другим. Таким образом, время и пространство – это нечто вроде схемы, присущей нашей чувственности, способности восприятия, с помощью которой мы наводим порядок в беспорядочном потоке наших ощущений и восприятий. Говорить же об объективном порядке в окружающем мире, с точки зрения Канта и его последователей, бессмысленно.