И, наконец, самое главное обстоятельство, приведшее к поражению гитлеровских войск под Москвой, состоит в том, что "наша армия оказалась сильнее, чем предполагали немцы, а немецкая армия слабее, чем можно было бы предположить, судя по хвастливым рекламам немецких захватчиков" (И. Сталин). Товарищ Сталин говорил в своем докладе о XXIV годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, "что в огне отечественной войны куются и уже выковались новые советские бойцы и командиры, летчики, артиллеристы, минометчики, танкисты, пехотинцы, моряки, которые завтра превратятся в грозу для немецкой армии". Поражения немецких войск под Москвой показывают, как быстро превращаются в реальную действительность эти мудрые положения доклада товарища Сталина.
* * *
Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы имеет серьезные последствия для немецкой армии и для гитлеризма.
Во-первых, поражение гитлеровцев под Москвой с большей силой разоблачило всю гнусную ложь и демагогию Гитлера о том, что с Советским Союзом, мол, все покончено, что армия большевиков-де уничтожена, а Москву можно считать окруженной и захваченной. Хвастун, лжец и демагог Гитлер еще раз предстал в своем разбойничьем отвратительном виде не только перед немецким народом, но и перед всем миром.
Во-вторых, провал немецкого плана окружения и взятия Москвы нанес огромной силы удар по фашистской легенде о якобы непобедимости гитлеровской армии. Серьезное поражение гитлеровцев, которое им нанесла Красная Армия на различных участках Западного фронта за последние 6-7 дней боев, показало перед всем миром, что немецко-фашистскую армию не только нужно, но и можно бить и что, наоборот, Красная Армия оказались достаточно могущественной, организованной и боеспособной, чтобы наносить удары по преступным зарвавшимся ордам людоеда Гитлера.
В-третьих, поражение, нанесенное гитлеровским полчищам советскими войсками под Москвой, еще более снизило боеспособность и моральные качества гитлеровской армии. Гитлеровец будет понимать, наконец, что он может не только наступать, но что он может быть принужден и к позорному бегству, что он не только может грабить захваченные города и села, но что он неизбежно смертью должен будет расплачиваться за совершенные злодеяния. Не случайно поэтому огромное большинство немецких пленных, захваченных в течение последних дней на Западном фронте, настроено резко антигитлеровски. Они в один голос заявляют, что былая вера немецкого солдата в силу германского оружия с каждым крепким ударом Красной Армии по гитлеровским полчищам улетучивается все быстрее и быстрее.
В-четвертых, очередное поражение гитлеровских войск означало, что удар Красной Армии был нанесен не только по войскам Гитлера, но и по их тылу. Немецкий народ перестает верить обманщику и провокатору Гитлеру; он все яснее видит, какие несчастья принес Гитлер населению Германии. Недалек час, когда под ногами гитлеровцев и в их тылу запылает почва. Недаром людоед Гитлер в своей последней визгливой речи прямо угрожал смертью каждому немцу, кто посмеет выступить против гитлеризма. "Всякий, кто попытается нарушить единство нашего фронта на родине, будет уничтожен, - вопит Гитлер. - Нашим ответом на всякие такие попытки будет смерть". Характерно, что угроза смертью остается единственным обращением гитлеровцев к немецкому народу.