К этому времени относится попытка западной группировки немцев начать наступление на восток, чтобы также выйти на шоссе Тула - Москва. Но эта попытка успеха не имела. Потеснив в первый день наши части, 31-я фашистская пехотная дивизия уже на второй день была остановлена, а затем частью тов. Сиязова отброшена на исходные позиции.
Танки же немцев продолжали двигаться. 20 машин вошло в Кострово, 30 - в Ревякино, 40 - в Руднево. Большая колонна танков подходила к Туле по Веневскому шоссе.
Немцы уже праздновали победу. Гудериан обещал своим войскам награду за успешный захват Тулы.
3 декабря 1941 г. танки врага вышли на шоссе и двинулись дальше, на запад. Кольцо вокруг Тулы вот-вот должно было замкнуться. 4 декабря между нашими частями, действующими на северо-западе от Тулы, и танками противника оставалась узкая полоска земли шириною в 5-6 километров.
Казалось, что немцы действительно у цели. На самом же деле над танковыми дивизиями врага нависала угроза разгрома.
Дело в том, что, отходя, мы постепенно сужали фронт, перегруппировали свои войска и создали несколько ударных групп, которым придали моторизованную артиллерию и танки. С севера к месту боев подходили наши танковые и пехотные части, находившиеся в резерве. Уже 4 декабря мы начали осуществлять вторую половину своего плана, рассчитанного не на оборону, а на окружение и полный разгром зарвавшихся гудериановских дивизий. Обстановка сложилась так, что мы могли бить врага по частям и перерезать пути его отхода. Эта обстановка была немедленно использована. В ночь на 4 декабря группа тов. Петухова пробралась по лесу к деревне Колодезная. Наши автоматчики, пулеметчики и стрелки окружили деревню и еще затемно закончили истребление находившихся в ней немцев. Здесь был полностью уничтожен 5-й батальон полка "Великая Германия". Этой же ночью другая группа бойцов с артиллерией уничтожила 3-й батальон этого же полка. Ударные подвижные группы с артиллерией наносили и днем и ночью уничтожающие удары по врагу, действуя главным образам по путям и пунктам возможного отхода фашистских танковых дивизий. В Торхово одна из наших таких групп уничтожила 2 батальона немецкой пехоты, много танков, автомашин и мотоциклов.
Одновременно наши войска вели атаки по врагу и с юга, и с севера, и с запада. Во фланг ему наступали конногвардейцы генерала Белова.
Немецкие танковые дивизии были окружены. Военный Совет наших войск обратился к бойцам и командирам с приказом: уничтожить врага!
Вдохновленные боевыми успехами, наши войска стали драться еще ожесточеннее. Враг упорно сопротивлялся. Он сделал несколько попыток отвлечь к Туле наши части, действовавшие против окруженных дивизий. Для этого немцы предприняли несколько ночных атак. Одну из них провел 521-й полк 296-й немецкой пехотной дивизии.
В 22 часа 6 декабря этот полк, построенный поротно и побатальонно, имея перед собой 80-100 автоматчиков, стал приближаться к городу со стороны деревни Маслово. Фашисты шли в рост, не производя лишнего шума. Разведчики обнаружили движение немцев. Командование приняло необходимые меры и решило подпустить фашистов как можно ближе.