Если же она работает в поте лица, чтобы выплатить ипотеку и кредит за машину, – она, конечно, это все получит, но не факт, что у нее сложится личная жизнь, на которую времени просто не остается.
Работа не должна быть на первом месте. В любой ситуации, когда у вас есть выбор между работой и семьей, вы должны иметь возможность выбрать семью.
То есть, например, перед вами стоит выбор: срочно написать квартальный отчет или сходить в этот день в ТЮЗ, где давно хотели побывать дети. Правильная работа – та, которая позволяет выбрать поход в ТЮЗ, а не написание отчета.
Или: ваш ребенок должен выступить на отчетном концерте в музыкальной школе, а у вас какой-то несданный объект. Кстати, во многих фильмах обыгрываются подобные ситуации: родители не успевают попасть туда, куда они обещали ребенку прийти. Почему они не успевают? Потому что у них работа. Когда подобные обещания не может выполнить отец – это еще терпимо, а когда не может мать – это трагедия для ребенка.
Работа должна быть выбрана самостоятельно и с удовольствием, а также служить приятным дополнением к семейной жизни.
Тогда женщина может работать на ней без неприятных последствий, от которых приходится страдать. То есть при конфликте рабочих и личных интересов у женщины должна быть возможность легко выбрать последнее.
Очень важно, чтобы работа женщины была связана с общением, причем с какими-нибудь единомышленниками, близкими по духу людьми, – чтобы на работу она шла с удовольствием и возвращалась домой тоже с удовольствием, а не так: «Слава Богу, все это закончилось».
На работе должна быть благополучная атмосфера, где приятно посидеть, пообщаться, поговорить, обсудить все на свете. Потому что, какой бы женщина ни была, у нее есть норма слов на день, которые надо сказать, – 21 тысяча слов. И пока она их не выговорит, они будут давить на нее изнутри. Для сравнения, у мужчины норма – 3 тысячи слов в день.
В этой фразе есть два ключевых слова. Первое из них – «нравится». То есть на работе женщина реализует свои индивидуальные способности в том или ином виде деятельности. Если ей там не нравится, то ей приходится реализовывать их в чем-то другом. Хотела быть бухгалтером – работаю бухгалтером. Надоело быть бухгалтером, захотелось работать флористом – ушла работать флористом. То есть женщина не привязывается к чему-то раз и навсегда: «Ну, я же училась на бухгалтера, у меня же два высших бухгалтерских образования, я должна всегда работать бухгалтером. Какой флорист, о чем вы говорите?»
Второе ключевое слово – «сегодня». Женщина очень и очень изменчива, – она меняется все время, как погода в Санкт-Петербурге. И это не какая-то ее ущербность, а данное ей Богом качество. Это ее преимущество.
Потому что, если бы женщина не менялась, мы бы до сих пор в землянках жили. Мужчина так сильно не меняется, он движется вперед очень медленно. Но женщина постоянно в движении, она подстраивается под разных людей – родственников, знакомых. Как мне рассказывала одна дама: у нее четверо детей, и все разные. Один – философ, все время сидит, второй постоянно бегает, третий молчаливый, четвертый постоянно говорит. Они все разные, и под каждого она подстраивается, – а еще под свою маму, маму мужа, под тетю из Саратова, которая в гости приехала.