Почему же у врачей именно силовые упражнения вызывают такой протест против их выполнения больным человеком? Здесь я повторюсь. Официально понятие «физическая реабилитация» в России стало использоваться совсем недавно, где-то с 2008–2010 гг., как один из пунктов врачебной дисциплины под название ЛФК. При этом силовые тренажеры как реабилитационные средства в официальных источниках не описывались. Резиновые амортизаторы, шведские стенки, гантели, мячи, палки – сколько угодно. Поэтому в некоторых реабилитационных клиниках России силовые тренажеры сиротливо стоят в запыленных помещениях. Автоматизированные тренажеры, выполняющие движение за больного, используются. В Европе же тренажерные реабилитационные залы существуют во всех крупных клиниках, и силовые тренажеры используются уже через три дня после операций на внутренних органах, суставах и позвоночнике. Уровень их использования и качество реабилитации комментировать не буду, так как создал свою авторскую систему реабилитации, которую, кстати, признают мои европейские и американские коллеги. В России реабилитация на современных тренажерах находится в самом начале пути. Кафедры реабилитологии в медицинских вузах тренажерной базы не имеют. Поэтому те клиники (естественно, частные), которые имеют тренажеры, захватили первенство в этом вопросе, но каждая клиника имеет собственную школу. Чаще всего тренажеры используются для реабилитации после травм или операций опорно-двигательного аппарата. С внутренними болезнями, тем более с заболеваниями ССС, реабилитологи связываться боятся, так как здесь бал правят кардиологи.
Но упражнения жизненно необходимы для восстановления функционирования сердечно-сосудистой системы после инфаркта миокарда, стентирования или аорто-коронарного шунтирования.
Но в головах кардиологов полная путаница. Перед их глазами, как я уже сказал, стоят штангисты, бодибилдеры, «пауэрлифтеры», то есть спортсмены, поднимающие громадные тяжести (штанги, гантели), при этом их вены выступают на поверхности кожи и наблюдателю кажется, что они вот-вот лопнут и внутренние органы опустятся на самое дно тела. Но, во-первых, это спорт. А в спорте никаких опущений внутренних органов не происходит, так как спортсмены обладают мощными мышцами брюшного пресса, а нижняя часть спины дополнительно затягивается специальными ремнями. Кроме того, отточена техника движений, которая помогает избежать травм и опущений… Помогает в этом (что бы вы думали?) и крик. Это тот же выдох, правда, у каждого свой. Кричат во время силовой фазы движения теннисисты, каратисты и другие спортсмены с силовой направленностью в спорте. Но эффектов в виде опущения органов, резкого повышения АД (я имею в виду гипертонические кризы), инфарктов миокарда у них не случается. А вот у больных, физически ослабленных людей, даже в положении лежа, при вставании с унитаза, наклоне и разгибании туловища при надевании обуви – сплошь и рядом и гипертонические кризы, и инфаркты миокарда, и инсульты, и аритмии, и опущения органов, и прочие явления, связанные с гиподинамией (недостаточностью движения) и гипокинезией (недостаточностью силовых нагрузок).