Пожалуй, наиболее необычный патрон используется в револьвере ОЦ-38, разработанном известным российским оружейником И. Я. Стечкиным для подразделений специального назначения МВД и ФСБ. Это специальный патрон СП.4, бесфланцевая гильза которого полностью скрывает стальную пулю цилиндрической формы и специальный поршень. При выстреле поршень воздействует на пулю вплоть до ее выхода из гильзы, но целиком заклинивается в дульце гильзы и не выдвигается дальше. В результате этого пороховые газы запираются в гильзе, что обеспечивает бесшумность выстрела и полное отсутствие пламени. При этом, как и во всех револьверах, стреляная гильза остается в барабане, а не экстрактируется, как это происходит при стрельбе из самозарядного пистолета. Это затрудняет идентификацию оружия, что важно при проведении спецопераций.
Наряду с созданием револьверов под разнообразные, порой экзотические боеприпасы российские оружейники широко используют в своих разработках новые сорта стали и легкие сплавы. Например, револьвер МР-411 «Латина» Ижевского механического завода собран на рамке из легкого сплава. Ведутся также работы по использованию высокопрочных пластмасс.
Таким образом, можно констатировать, что у российских револьверов есть будущее.
Револьвер системы Нагана обр. 1895 г.
В конце XIX века Русская армия имела на вооружении 4,2-линейные (10,67 мм) револьверы Смит-Вессон трех образцов. Это было очень неплохое для своего времени оружие переломной схемы, обеспечивавшее автоматическую экстракцию стреляных гильз из барабана при перезаряжании. К недостаткам этих револьверов относили большую массу, несамовзводный ударно-спусковой механизм, при котором стрелок взводил курок вручную перед каждым выстрелом, и, главное – патроны, снаряженные дымным порохом. Безоболочечная пуля такого патрона на дальности 25 м пробивала три сосновые доски толщиной в 1 дюйм (25,4 мм), в то время как для пуль револьверных патронов с бездымным порохом и пять таких досок были не пределом. Однако главной причиной, побудившей русское Военное министерство объявить конкурс на новый армейский револьвер, был переход Русской армии на калибр стрелкового оружия в 3 линии (7,62 мм). Под патрон такого калибра в 1891 г. на вооружение была принята винтовка, логичным представлялось наличие в составе вооружения армии и револьвера такого же калибра.
Для проведения открытого конкурса на новый 7,62 мм револьвер Военное министерство в 1892 г. опубликовало тактико-технические требования, в соответствии с которыми «военный револьвер должен иметь такой бой, чтобы одной пулей на расстоянии 50 шагов останавливать лошадь. Если пуля пробивает четыре-пять дюймовых досок, сила боя тогда достаточна». Револьвер также должен был иметь массу 0,82–0,90 кг, начальная скорость пули требовалась не менее 300 м/с при хорошей точности стрельбы.
Примечательно, что в целях упрощения конструкции и снижения стоимости изготовления револьвера надлежало отказаться от автоматического экстрактирования гильз при перезаряжании и не использовать самовзводный ударно-спусковой механизм, ибо он «вредно влияет на меткость». Подлинной же причиной этих требований, снижающих практическую скорострельность револьвера и заведомо ставящих русских воинов в худшее по сравнению с другими европейскими армиями условия, было стремление сократить расход боеприпасов.