×
Traktatov.net » Еврейские погромы. Скорбь по двойным стандартам » Читать онлайн
Страница 140 из 159 Настройки
.

Не все они были врагами евреев, но видели в погромах «движение, которое легче всего было направить против евреев, в дальнейшем развитии обрушиться на дворян и чиновников. В соответствии с этим были написаны прокламации, призывавшие к нападению на евреев»>{280}.

Было издано немало листовок, которые распространялись разными организациями, от «Черного Передела» до «Южнорусского Рабочего Союза» исполнительного Комитета «Народной воли»:

«Хто забрав у своi рукi землi, лiса та корчми? — Жиди. — У кого мужик, часом скрiзь слёзы, просить доступить до своего лану? У жидiв. Куда не гянешь, до чого нi приступиш, — жиди усюди».

И завершается призывом: «Пiдимайтесь же, честнi робочi люде!»

Написано, как видите, по-украински. Если бы римские евреи хотели натравить население Александрии на евреев, на каком языке они писали бы?

В Листке «Народной воли» (уже в 1883 году): «Погромы — начало всенародного движения…»

Листок «Зерно» «Черного Передела»: «Невтерпеж стало рабочему люду еврейское обирательство. Куда ни пойдет он, почти всюду наталкивается на еврея-кулака».

Уже во время погромов в Балте правительство говорило, что раздувают погромы революционеры. Евреям очень не хотелось в это верить, но, судя по уклончивым полупризнаниям и ЕЭ, и Гессена, поверить пришлось.

Это все так, самое-самое начало, и скажу коротко: не было в Российской империи ни одной партии, ни одного фрагмента «освободительного движения», в котором не было бы евреев. И которое одновременно не было бы хоть немного антисемитским.

В 1883 году в Женеве нарождается российская социал-демократия… У ее истоков стоят Плеханов, Вера Засулич, Дейч, Аксельрод. В 1896 году Плеханов на конгрессе Социалистического Интернационала назвал еврейскую социал-демократию «авангардом рабочей армии в России».

Бунд возник в 1897 году, на полгода раньше РСДРП, и был типично революционной организацией. Уже к революции он намертво перессорился с РСДРП, а начинали-то они очень дружно. Бунд вел пропаганду на идиш и даже одно время отстаивал право любого еврея, где бы он ни жил, вести на идиш любые деловые документы. Зрелище профессора петербургского университета, читающего лекции и пишущего статьи строго на идиш, или вид еврейского ремесленника, пишущего на иврите прошение о допущении вне черты оседлости (а главное, конечно, станового, который это внимательно читает!), радует необыкновенно, но само по себе требование сугубо популистское; такие, как ни странно, порой сильно действуют. Вспомним хотя бы идею Жириновского снабдить каждую женщину мужиком, а каждого мужика бутылкой водки… Действовало ведь!

В остальном же бунд действовал вполне как революционная партия: подучивал подмастерий лет 14–15 гадить мастерам, потому что те их эксплуатируют, или выбивать стекла в домах более-менее зажиточных евреев. В Вильно «в день Йом-Кипура бундистская молодежь толпою ворвалась в большую синагогу, стала мешать продолжению молитвы и устроила невероятный дебош, распивая пиво»>{281}.

То есть действовали совершенно так же, как спустя короткое время члены Союза воинствующих безбожников в православных церквах.