Артериальную первичную гипертензию необходимо лечить прежде всего увеличенным потреблением воды. Современный способ борьбы с гипертензией неверен до степени полной научной абсурдности. Организм пытается удержать как можно больше воды, а мы заявляем ему: «Да нет же, ты не понимаешь, надо принимать мочегонные средства и избавляться от воды!» Если так и происходит, если мы не пьем столько воды, сколько нужно организму, единственный способ для него удержать воду — запустить механизм удержания натрия и включить РАС. Только при наличии натрия в дополнительном компартменте [5] клетки сохраняется вода. Из этого компартмента через «головку душа» вода пропускается в клетки в соответствии с их «статусом». Таким образом, удержание натрия в организме — это последнее средство удержания воды для пропускания сквозь «головку душа».
Механизм удержания натрия в организме отличается особой чувствительностью. Предположение о том, что в этом кроется причина гипертензии, в корне неверно и является результатом недостаточных знаний о механизмах, регулирующих распределение воды в организме. Когда пациент принимает мочегонные средства, чтобы вывести из организма натрий, организм постепенно обезвоживается. Достигается уровень сухости во рту, после чего человек пьет немного воды, чтобы хоть как-то компенсировать ее отсутствие. Употребление мочегонных средств способствует запуску механизма кризисного регулирования воды. Они не лечат гипертензию; они заставляют организм нуждаться в воде и соли, а этого недостаточно, чтобы избавиться от проблемы. Но через некоторое время диуретиков уже недостаточно и пациенту прописываются дополнительные лекарства.
Еще одной проблемой в оценке гипертензии являются средства ее измерения. Беспокойство, сопутствующее повышенному давлению, автоматически сказывается на результатах обследования. Показания прибора могут не зафиксировать истинное кровяное давление. Неопытный или недобросовестный врач, более озабоченный судебными разбирательствами, чем точностью диагноза, сразу предположит наличие у пациента повышенного кровяного давления, хотя на самом деле у того обнаруживается лишь временный страх перед обследованием, что и вызывает завышенные показания прибора. А вот еще одна, правда, менее известная проблема, связанная с измерением давления, — нагнетание воздуха до тех пор, пока давление в манжетке не превысит систолическое давление, а затем выпускать воздух до тех пор, пока не начнет прослушиваться пульс.
Каждая крупная (и, возможно, мелкая) аорта имеет сопроводительный нерв, который следит за потоком крови, проходящей через сосуд. С потерей давления за манжеткой стимулируется процесс открытия под давлением закупоренных сосудов. Таким образом, искусственно стимулированное высокое давление оказывается неизбежным. К сожалению, измерения кровяного давления настолько случайны и произвольны, что практически каждому человеку можно поставить диагноз «гипертензия».
Вода сама по себе — прекрасное мочегонное средство. Если люди, страдающие гипертензией, у которых вырабатывается достаточное количество мочи, увеличат ежедневную норму воды, то им не понадобятся никакие диуретики. Если продолжительное обезвоживание, вызывающее гипертонию, привело к сердечной недостаточности, то увеличивать норму воды надо постепенно. Это поможет предотвратить скопление в организме избыточного и не поддающегося контролю количества жидкости.