Поощряйте своего ребенка искать собственные инструменты для борьбы с тревогой. Однажды ночью, когда моему старшему сыну было около восьми, он пытался заснуть и сказал: «Мама, я хочу помолиться за мертвых мотыльков, которых находит Ашер». Затем он прошептал самую прекрасную, самую искреннюю молитву, которую я когда-либо слышала. В своей чистоте это было подобно стихам, которые шепчут уста ангела. Затем он захотел помолиться за мышей, которых наши новые соседи во время ремонта недавно нашли мертвыми и разлагающимися в стенах своего дома. И снова все его существо переключилось на более высокую частоту, где он позволил словам самопроизвольно перемещаться от сердца к губам, подобно маленьким фонарикам света. Он закончил с широкой улыбкой на лице и заснул быстрее, чем когда-либо за последние месяцы.
Создавайте ритуалы для признания и сдерживания страха потерь, а также для возрождения в дни солнцестояний и равноденствий. Используйте эти переходные дни, чтобы отпускать; вы можете записывать на листьях то, с чем хотите попрощаться, а затем отправлять их вниз по ручью или пускать по ветру. Даже простые ритуалы могут помочь сдержать и успокоить страх потерь.
Смейтесь, танцуйте, щекочите и обнимайте как можно больше. Игра и смех – это противоядия от тревоги.
Я предлагаю эти инструменты и способы, но правда заключается в том, что мы точно не знаем, что сработает с нашими детьми, а что нет. Я могу сказать вам только то, что к тому времени, когда мой старший сын стал подростком, он уже не боялся смерти. Вообще. На самом деле через несколько дней после своего четырнадцатилетия он самостоятельно взлетел на глайдере, буквально паря в небе в одиночку. Ребенок, который боялся всего, вырос в молодого человека, который почти ничего не боится. Когда он был ребенком, это казалось просто невозможным, и до сих пор это не укладывается у меня в голове. Вот что я имею в виду, говоря о долгосрочной перспективе. Мы просто не имеем представления о том, как наш ребенок будет взрослеть, но, когда мы доверяем тому, как он растет, проходя через ту или иную свою тревогу (с нашей любовью и поддержкой) и оставляя ее позади, часть нашей собственной тревоги об их благополучии уходит.
Полностью любим
Возможно, одна из самых мощных прививок от тревоги – это знание того, что вы полностью любимы. Один из способов ограничить тревожность у детей (а в нашем обществе дети слабо защищены от нее) – это транслировать им это сообщение ежедневно. Именно здесь вступает в действие ваш собственный процесс рефлексии и внутренней работы, ибо чем лучше вы осознаете свои болевые точки, тем меньше реагируете на не слишком приятное, но совершенно нормальное поведение вашего ребенка.
Например, если вы не проработали свои проблемы, связанные с чувством собственного достоинства и самовыражением, вы передадите своим детям убеждения о том, что родительская работа заключается в формировании у детей такого поведения, которое позволит им стать успешными членами общества и добиться высоких достижений. Родителей поощряют следовать советам общества, которое ставит поведение выше сущности, результат выше усилий, а награды и высокие оценки выше страстного увлечения. Если лицо мамы светится, когда Билли рисует «идеальное» дерево, но не выражает ничего, когда он безуспешно пытается освоить баскетбол, он естественным образом направит свою энергию туда, где получает положительную обратную связь. Другими словами, он может любить баскетбол больше, чем рисование, но мама была так впечатлена его деревом, что он будет стараться освоить ту область, которая не является его страстью.