Когда я приехал в Австралию, в 2010 году, я здесь не знал ни одного человека. Я приехал сюда без каких-либо связей, у меня не было никаких знакомых. Мое представления об Австралии было, что это «буш», то есть пустыня, кустики там, и все. Когда я приехал, я понял, что это не так. Тут есть и горы, и реки, и джунгли, и снег, и все, что угодно. Природа намного красивее, чем я этого ждал.
– Было трудно или легко оформить визу, пройти все формальности? Что ты сделал в первую очередь, как развивались события?
– Было очень сложно психологически и эмоционально, поскольку я понимал, что я хочу переехать, хочу что-то изменить, посмотреть мир и, одновременно, попутешествовать.
Сначала я изучил, какие вузы есть, что необходимо для вузов. Потом оказалось, недалеко от нас было агентство, которое консультирует, помогает подготовить документы.
Я обратился в это агентство, которое работало очень профессионально. На самом деле я все это мог сделать сам, но их помощь была в том, что они меня подталкивали. То есть у меня в один момент какой-то внутренний саботаж произошел. Документов очень много, апостиль, печать на печати, все нужно переводить, заверять. И мне в какой-то момент, психологически было очень сложно оставить свою семью, друзей и сказать: «Я еду на год и неизвестно, вернусь или не вернусь». Я не знал, приеду я или нет. В агентстве была женщина, которая очень хорошо делала свое дело и меня вот подталкивала.
Подготовка заняла месяцев семь, чуть больше полугода. Можно было, конечно, это делать быстрее, но как бы психологически было сложно, и конечно, много бюрократизма, сбор документов. Большая пачка документов нужна в Австралию, как ни в одну другую страну, в которую я ездил, а ездил я во многие страны (смеется).
Сколько стоила учеба за год? Это один из сложных моментов. Иностранным студентам дороже, чем местным. Все образование в Австралии платное. Для посольства деньги не просто должны были лежать на счету, они должны были лежать на счету, как минимум, три месяца. Один год стоил $16 000 австралийских долларов. Это только образование, без учета проживания, еды и всего остального. Может еще половина от того – на проживание. То есть где-то примерно $24 000 австралийских долларов.
Поскольку в Киеве не было посольства Австралии, на то время, 2010-й год, рассматривались украинские визы в Москве, все документы были отосланы через курьерскую почту в Москву. На интервью меня не вызывали. Пришел ответ, и все. В итоге я собрал все документы, купил билеты, получил визу и уехал в неизвестность, когда здесь была зима, июнь месяц12.
Когда учишься в институте, можно жить в кампусе, можно самому снимать жилье, а можно жить в семье. И я решил первые несколько месяцев пожить в австралийской семье. Я мог как бы сразу погрузиться в культуру, в быт и в обычаи средней, не зажиточной, но и не бедной, австралийской семьи. Многие студенты, которые приезжают, живут в общежитиях между собой, и они не чувствуют австралийскую культуру.
– А жить в семье – это дороже?
– Это соизмеримо. Может, процентов на десять-пятнадцать дороже, но опыт, который ты получаешь, и поддержка. Очень хорошая семья была, трудолюбивая, чистоплотная, внимательная. Был отец семейства и жена. И у них еще ребенок был маленький в то время. Отец – механик, очень рукастый парень, умный, трудолюбивый, не боится никакой работы. Жена работала на полставки в институте бухгалтером. Иногда она меня подвозила в институт. То есть было удобно.