Другая трудность, даже не знаю. Человек без обязательств, мне кажется, живет без трудностей, вот это мой вариант (смеется). Нет, я не помню ничего, кроме вот этого бытового неудобства.
Есть большая проблема с тем, что с одной стороны я очень медленно обрастаю новыми контактами. Я очень долго привыкаю к людям и, пожив здесь больше года, у меня нет сформировавшегося круга общения. Сейчас я нашел простой способ, как решать эту проблему по пятницам и по субботам – www.couchsurfing.com.
В Берлине очень много мероприятий, на которых собираются разные приехавшие. Таким образом, я решил проблему отсутствия постоянной компании, но, так или иначе, я понимаю, что проблема присутствует. Очень маленький круг общения – да, такая проблема есть, но она не очень остро для меня стоит, она просто такая хроническая болячка, которая немножко ноет, но не сказать, чтобы сильно. Других проблем не помню, если честно.
– На пути в Германию и непосредственно в Германии – что бы ты сделал по-другому, если б у тебя была такая возможность?
– Вероятно, я бы искал квартиру по-другому. Наверное, это был бы другой район. Мне нравится район Нойкёльн54, там есть река. Когда я жил в Питере, у меня была река. У меня был балкон, и перед ним была река. Я и здесь искал реку. Сейчас у меня балкон есть, реки нет, поэтому я немножко не удовлетворен в этом плане. Что еще? Ну, какие-то бытовые проблемы. Но это просто бытовые проблемы, поскольку я с ними до этого не сталкивался.
Я когда приехал, не знал, как включить батареи. То есть, они были включены, но работали очень плохо. Я не знал, что из них нужно выпустить воздух после лета. Пришел хаусмайстер. Хаусмайстер – это аналог российского ЖЭКа, человек, который следит за домом. Если что-то не работает, надо его пригласить и он это починит иногд. То есть, часть его услуг, включены в квартплату, а часть приходится оплачивать так.
Хаусмайстер в Берлине – это один из тех, которые не говорят ни по-русски, ни по-английски. Он не говорит по-английски, я не говорю по-немецки, поэтому пришлось объясняться «на пальцах». К счастью, позже оказалось, что тут два хаусмайстера, и второй из Молдавии. Ну, пришел хаусмайстер, выпустил воздух, батарея заработала. Когда разговаривал со своей мамой, рассказывал ей эту ситуацию, она говорит: «Так тебе надо было выпустить воздух». То есть все вокруг знали, а я просто, поскольку немножко «комнатное растение», я никогда не сталкивался… Несколько таких вещей были открытием поначалу, от которых я сильно страдал, а решение оказалось очень простое. (Смеется.)
– У людей всегда есть периоды «взлетов и падений», когда много сил и когда упадок сил, согласен? Эти периоды могут быть несколько дней, а у кого-то несколько недель, месяцев. Когда у тебя бывают периоды упадка сил, что дает тебе силы их преодолеть, избежать хандры, желания забиться в угол или вернуться домой?
– Мне как раз дает силы вот этот вот процесс забивания в угол. Да, иногда бывает, когда я устаю – я жду выходных. Я понимаю, что я уставший и мне не хочется сейчас никуда не идти там, не разговаривать ни с кем. Если в течение выходных, то прийти в бар, кафе, взять кружку пива, книжку и провести вечер сам с собой. Вот это мой способ. То есть, в моем случае это лекарство. Я всегда так лечусь. Если я так день, два побуду сам в себе, потом у меня появятся силы и разговаривать, и делать. Просто нужно побыть немного наедине, недолго.